Введено-Оятский женский монастырь
Июнь 2006



В 200 км к северо-востоку от Санкт-Петербурга на берегу реки Оять расположен Введено-Оятский монастырь, в начале ХХ века заштатный, общежительный. Раньше он назывался Введенский Островский. Дата его основания точно неизвестна. Из жития преподобного Александра Свирского можно прочесть, что монастырь на левом берегу реки Оять существовал уже в XV веке. Родители преподобного Александра Свирского - Стефан и Васса на склоне своих лет стали насельниками этого монастыря, в дальнейшем приняли Великую схиму с именами Сергий и Варвара здесь же и были погребены.

На месте родины преподобного Александра, в бывшем селении Мандеры, на правом берегу реки Ояти, в расстоянии 300 сажень от монастыря, была устроена деревянная часовня, ныне полностью разрушенная.

Сначала Введенский Островской монастырь был приписан к Александро-Свирскому монастырю. В 1764 году он получил самостоятельность. Считается, что в то время это был мужской монастырь, ходя доподлинных свидетельств этому нет, некоторые экскурсоводы утверждают, что монастырь был смешанный. То, что оба родителя Александра Свирского приняли постриг в этом монастыре, не является чем-то необычным. Как при женских, так и при мужских монастырях могли принимать постриг люди обоего пола. На это указывают и хроники Тихвинского мужского монастыря, это явление существует и по сей день, например на Валааме.

Древний монастырь не был особо многочисленным. Во время секуляризационных реформ Екатерины II пришёл в окончательный упадок: в нём жили всего от одного до трёх иноков. Не раз обитель, большинство строений которой были деревянными, опустошали пожары. Чтобы иметь средства на строительство в монастыре были устроены мукомольная мельница и лесопильный завод на р. Чегле. На средства от них в конце XVIII века возможно стало возобновить монастырское строительство.

Храмов в Введенской обители было два: каменный и деревянный. Каменный, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери построен в 1814-1817 годах при строителе иеромонахе Кирилле в стиле провинциального классицизма, а композиция (венчание с луковичной главкой) и детали отделки напоминают о храмах эпохи барокко.

Двухэтажный деревянный храм построен в 1782 году, перестроен в 1836 году. Верхний храм был освящен в честь Богоявления Господня с приделами во имя апостолов Петра и Павла и во имя преподобного Александра Свирского, нижний - в честь Преображения Господня (освящен в 1829 г.). В Преображенском храме находились могилы родителей преподобного Александра Свирского. В 1930-е годы храм был уничтожен. Сейчас на месте этого храма, над могилами схимонаха Сергия и схимонахини Варвары построена часовня.

Трёхъярусная колокольня монастыря была возведена в 1857 - 1859 годы. Она служила парадными воротами монастыря. Пролётная арка глубиной 7 метров находится на одной оси с западными Святыми воротами, ныне разрушенными. Колокольня выстроена в позднеклассицистическом стиле. Она имеет в нижней части массивный двухэтажный объём, увенчанный четвериком с арками звона и шпилем. Мотив фронтонов повторён в завершении четверика звона. От её здания оставалось только два яруса, в которых в советское время была устроена водонапорная башня. Колокольня ныне восстановлена с завершение в виде древнерусского шатра вместо прежнего шпиля.

К началу революции Введенский монастырь был одним из самых немногочисленных среди мужских монастырей России. Он насчитывал всего десять монахов и три послушника. Президиум Леноблисполкома 23 ноября 1932 года вынес постановление о "ликвидации бывшей церкви Введено-Островского монастыря". Последний настоятель и братия монастыря приняли мученическую кончину под стенами монастыря.

Монастырские строения подверглись не использованию, а больше разрушению. Разрушены были даже монастырские стены. Во Введенском храме был устроен клуб. Монастырская колокольня стала водонапорной башней.

В 1991 году обитель была передана Свято - Троицкому Измайловскому собору как подворское хозяйство. К этому времени она находилась в полном запустении. Помещения монастыря были заняты разными учреждениями, а также администрацией совхоза "Ильич".

В декабре 1992 года монастырь возрожден как женский. Первая настоятельница обители - матушка Фекла, в миру Лидия Александровна Коняшева (ныне уже почившая). Возле монастыря стал бить целебный источник. Вода в нём минеральная. Рассказывают, что некий предприниматель в начале 1990-х годов пытался организовать продажу минеральной воды из этого источника. Однако источник быстро иссяк и предприятие не состоялось. Когда же были оставлены попытки коммерческого использования воды - источник забил снова. В данный момент над источником выстроена часовня, а возле пруда, в который стекает минеральная вода - купальня.

Настоятельница монастыря: монахиня ИОАННА (Егорова).
Адрес монастыря: 187725, Ленинградская область, Лодейнопольский район, Доможировская волость, ст. Оять. Тел: (272) 58-386.
Проезд: автомобилем от Санкт-Петербурга по Мурманскому шоссе до 185-го километра, далее поворот к станции Оять, 4 км по асфальту и 1 км по грунтовой дороге; пригородным поездом с Московского и Ладожского вокзалов Санкт-Петербурга; автобусом из г. Лодейное Поле до ПО "Рассвет".



Введено-Оятинский монастырь. Церковь Введения Богородицы во храм (1814-1817 гг).

Внутренний двор монастыря.

Фрагмент старой ограды монастыря и восстанавливаемой ныне кирпичной ограды.

Вход в сестринский корпус строго по благословению.

Колодец во дворе монастыря.

Церковь Введения Богородицы во храм (1814-1817 гг).

Фрагмент строящейся новой ограды монастыря.

Строительство новой ограды монастыря.

Хозяйственный корпус монастыря.

Колокольня монастыря (1857 - 1859 гг).

Ворота под колокольней.

Арка ворот под колокольней.

Яблоневый сад монастыря и охраняющая его кавказская овчарка. Фотографируем не только мы.

Река Оять.

Река Оять. На другом берегу - поклонный крест. (Левый верхний угол фотографии)

Река Оять.

Берег реки Оять.

Поклонный крест на берегу реки.

Вид на монастырь с берега реки Оять.

Часовня, где покоятся местночтимые святые - прп. Сергий и Варвара.

Часовня прп. Сергия и Варвары, родителей прп. Александра Свирского.

Монастырский храм. Фрагмент.

На мраморной книге надпись: Помяни, Господи, почивших настоятелей и братьев святые обители сея. Далее идут имена иноков живших в XV-XX вв.

Могила настоятельницы Введено-Оятинского женского монастыря, монахини Феклы (Коняшовой) 25.IX.1930 - 25.I.1997.

Могила настоятельницы монахини Феклы. Фрагмент креста.

Часовня над источником "Слезы Божьей Матери" и купальня. При монастыре находится источник. В 2004 году он представлял собой колодезный сруб из которого вода стекала в пруд. В том же 2004 году, к концу лета была сооружена купальня, в 2005 году - часовня над источником.

Часовня над источником.

Часовня над источником.

Часовня над источником.

Часовня над источником и купальня.

Купальня и очередь из желающих окунуться.

Сосны у дороги.


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2008


Вернуться на Главную