Тихвинский Богородице-успенский мужской монастырь. 13 апреля 2008. Альбом II


Тихвинский монастырь. Успенский собор построен в 1507-1515 годах. Представляет собой шестистолпный, трехапсидный, пятиглавый храм с четырехчастным делением фасадов. С трех сторон храм окружен крытыми папертями, которые с востока замыкаются приделами, а с запада - угловыми пристройками. Был значительно перестроен в конце ХVII - первой четверти ХIХ века. Позакомарная кровля заменена прямой скатной, у барабанов под куполами храма была увеличена высота.


Успенский собор.



Купола Успенского собора.

Поклонный крест возле храма.

Успенский собор. Фреска над парадным крыльцом собора.

Успенский собор. Сохранившиеся фрески на стенах.

Камень, который служит основанием алтаря в приделе Св. пророка Илии. Камень значительных размеров выходит за внешнюю стену храма. Над камнем на внешней стене - икона Илии пророка и навес.

Успенский собор. Стена придела Св. Илии. Надпись на камне.

Надвратный храм в честь Вознесения Господня с приделом во имя Святого Феодора Стратилата. Вид от Успенского собора.

Купола церкви Вознесения Господня с приделом во имя Святого Феодора Стратилата.

Звонница, Покровская церковь и фрагмент трапезной.

Покровская церковь и трапезная. Каменная трапезная, возведена в 1581 году вместо деревянной постройки Ф.Д. Сыркова. Маленькая столпообразная Покровская церковь с одной главкой, окруженной кокошниками, примыкает к массивной двухэтажной трапезной. Просторная трапезная со сводами, возвышающимися над палатой-залом, служила для больших сборов монастырских и посадских людей Тихвина. В центре зала расположен столб, воспринимающий тяжесть сводов. Первый этаж здания использовался для хозяйственных нужд. Планировка его - та же. Двухмаршевое крыльцо трапезной у северного фасада ведет сразу на второй этаж. Фасады Покровской церкви своим декоративным убранством перекликаются со старым оформлением Успенского собора. Традиционно в XVI веке стены на булыжных фундаментах членились лопатками и завершались рядами кокошников. После сильного пожара 1629 году здание церкви восстановили, а в XVIII веке облик его изменили, надстроив восьмериком с полуциркульными окнами и увенчав тяжелым куполом с главкой. Старинное завершение с кокошниками не возрождалось. По проекту реставрации архитектора В.В. Экк Покровской церкви возвращен ее первоначальный облик.

Трапезная, Покровская церковь и звонница за ними.

Дверь трапезной.

Трапезная.

Летом здесь был цветник, теперь всё пространство перед кельями затоплено.

Келейный корпус. Почти одновременно с каменными стенами (1668) строятся Казенные кельи. Кирпичные одноэтажные корпуса под двускатной кровлей возводились артелью во главе с каменщиками Иваном Аникеевым и Яковом Агапитовым. В 1676 году под руководством Я. Агапитова произведена надстройка Казенных келий вторым этажом, а еще позднее, в 1812 году, они перестраиваются под архиерейские кельи. В конце XVIII - начале XIX веках фасады келейных корпусов Успенского монастыря были переделаны "под один вид": были сбиты нарядные наличники окон, уничтожены порталы дверей; на смену криволинейному пластическому декору пришло строгое оформление в манере классицизма.

Звонница. По свидетельству монастырского летописца, сооружение звонницы относится к 1600 году, это время правление царя Бориса Годунова. Вместо деревянной была построена пятишатровая кирпичная звонница, имевшая, кроме пяти "гнезд" для колоколов, еще и многочисленные помещения для монастырских нужд. Звонница повторяла своими формами звонницу Софийского собора в Великом Новгороде, построенную в 1453 году. Звонница сильно пострадала во время пожара 1623 года. Восстановление пятипролетной шатровой звонницы длилось до 1631 года. В 1777 году звонница подверглась значительным перестройкам, однако, основные элементы убранства фасадов звонницы на протяжении нескольких веков сохранялись, так же как и ее планировка. Парадный (северный) фасад, выходящий в сторону собора, расчленен лопатками на пять частей. Деление на ярусы подчеркивают изящные тяги. Главный фасад выделяли большие часы, циферблат которых размещался под самой аркадой звона на третьем ярусе. Установлены они были в 1716 году новгородским мастером Андреем Григорьевым. Считается, что эти башенные часы с боем были одними из первых в России. Многочисленные помещения и палатки звонницы соединялись двумя лестницами в толще стен и отличались нависающими кирпичными сводами, напоминающими переходы оборонительных сооружений. Сильно пострадала звонница во время ВОВ.

Мы - в арке под звонницей. Вход на звонницу - 20 руб.

Вход на лестницу, ведущую наверх.

Звонница. Лестница наверх. Ступеньки очень крутые.

Дверь в служебное помещение внутри звонницы.

Звонница. Лестница наверх.

Звонница. Реконструкция монашеской келии XIX века.

Звонница. Реконструкция монашеской келии XIX века. Интерьер.

Звонница. Реконструкция монашеской келии XIX века. Интерьер.

Звонница. Реконструкция монашеской келии XIX века.

Звонница. Реконструкция монашеской келии XIX века.

Звонница. Реконструкция монашеской келии XIX века. Фонарь на окне.

Входим на саму звонницу.

Вид открывающийся со Звонницы на территорию монастыря.

Вид со звонницы.

Вид со звонницы.

Затоплен не только монастырь, на фотографии видно, что улица Тихвина упирается прямо в пруд.

Машинный парк превратился в аквапарк.

Ограда Звонницы.

Колокола Звонницы.

Звонница. Надпись на колоколе: Завод Анисимова.

Звонница. Колокол.

Звонница.

Звонница.

Успенский собор.

Успенский собор и келии.

Трапезная и надвратная церковь. Разноцветные крыши.

Звонница. Галка.

Звонница. В дверные проёмы может пройти не сгибаясь только человек очень маленького роста.

Звонница. Путь вниз.

Звонница. Окно на лестнице.

Звонница. Лестница вниз.

Арка звонницы и внутренний двор.

Затопленная часть территории.

Весенний паводок под стенами.

Вода доходит до самых стен Звонницы.

Звонница с внешней стороны.


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2008

Тихвин. Альбом I

Тихвин. Альбом III


Вернуться на Главную