Часовня во имя святителя Николая
находящаяся на месте храма Христа Спасителя в память Гефсиманского борения (Спас-на-Водах)



Церковь Спаса-на-Водах - Церковь Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и святителя Николая Чудотворца - ныне несуществующий православный храм в Санкт-Петербурге на Ново-Адмиралтейском острове. Предполагается его восстановление.

Храм был построен в память моряков погибших в Цусимском сражении. Уникальный храм-памятник стал "символом братской могилы для погибших без погребения героев-моряков" в русско-японской войне 1904-1905 годов.

21 ноября 1908 года министр внутренних дел П.А. Столыпин подал доклад императору Николаю II об учреждении комитета по сбору пожертвований на постройку храма. Ответ Николая II: "Согласен и всецело сочувствую мысли увековечить память погибших моряков". Подготовкой строительства и сбором пожертвований руководил Комитет под покровительством греческой королевы Ольги Константиновны, дочери создателя парового флота великого князя Константина Николаевича, внучки императора Николая I, и под председательством сенатора П.Н. Огарёва, чей сын погиб при Цусиме. Строительную комиссию возглавил князь Константин Константинович. Средства собирали около года, по смете строительство стоило 277 723 рубля, было собрано 302 888 рублей.

Место для храма на территории Ново-Адмиралтейского завода, невдалеке от верфей, в конце Английской набережной, было освящено 19 февраля (4 марта) 1909 года.  Церковь Спаса-на-Водах, фото 1911 г.

Закладка церкви епископом Вологодским Никоном (Рождественским) состоялась 15 (28) мая 1910 года, в годовщину Цусимы. Предварительно состоялся крестный ход из Никольского собора до места строительства. В углубление закладной доски Ольгой Константиновной был положен солдатский Георгиевский крест.

Одноглавый храм с золотым куполом, расположенный у самого входа в порт, вместе с находящимся на противоположном берегу Невы подворьем Киево-Печёрской лавры (ныне - подворье Оптиной Пустыни) символизировал южную часть морских ворот Санкт-Петербурга.

Архитектором храма является Мариан Марианович Перетяткович - крупнейший зодчий начала ХХ века, работавший, в основном, в стиле модерн. В создании проекта участвовали Н.В. Покровский и инженер - Сергей Николаевич Смирнов, губернатор Павловска.

14 сентября 1910 года на строящийся храм был поднят крест. 28 июля (10 августа н.ст.) 1911 года в присутствии родственников погибших военным протопресвитером Г.И. Шавельским был освящён нижний храм и подняты колокола.

Через три дня - 31 июля (13 августа) 1911 года - в присутствии императора Николая II с дочерьми, королевы Ольги Константиновны, её брата - великого князя Константина Константиновича и других членов императорской семьи был освящён верхний храм и состоялся военно-морской парад.

Храм возводился по подобию древних церквей XII века. Его создание являлось первой попыткой научного воспроизведения архитектуры древнейших русских соборов. Новый храм, по замыслу строителей, должен был воскресить традиции владимиро-суздальского зодчества домонгольского стиля. Дмитриевский собор во Владимире был одним из образцов для проекта "Спаса-на Водах". Также в проекте использовались мотивы церкви Покрова на реке Нерль.

Двухэтажным храм был установлен на небольшом искусственном возвышении с покрытыми травой откосами, наподобие братской могилы.

Фасады однокупольного 2-этажного здания были облицованы белым старицким камнем, расчленены на прясла полуколоннами, украшены аркатурно-колончатым поясом и белокаменной резьбой (скульптор Б.М. Микешин).

Вместе с храмом был выстроен целый комплекс монастырского типа. Двухэтажная церковь, колокольня и служебный корпус были соединены в духе XVII века крытыми переходами. В колокольне располагался морской музей, и звонница, связанная, в свою очередь, галереей с домом причта.

В церковь вели ворота, над которыми находились звонница и мозаичная икона Нерукотворного Спаса по эскизу В.М. Васнецова. Аркатурно-колончатые пояса, фигурные композиции и многослойный фриз, венчавший подкупольный барабан храма, обладали ценностью буквального воспроизведения подлинников владимирской резьбы XII века. Рельефные двери, обложенные медью, имитировали врата XIII века в суздальском соборе Рождества Богородицы. Главка церкви была покрыта золотой смальтой.

Храм состоял из нижнего храма во имя святителя Николая Чудотворца и верхнего - во имя Гефсиманского борения Христа Спасителя.

Храм был не такой уж большой: он был рассчитан на 300-400 прихожан. В народе этот храм называли: "Храм-на-водах", "Спас-на-водах", "Цусимская церковь". В память о подвиге моряков на фронтоне храма было начертанно: "больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя".

По стенам верхнего храма собора древней славянской вязью были начертаны названия:
эскадренных броненосцев "Петропавловск", "Ослябя", "Наварин";
крейсеров "Дмитрий Донской" и "Паллада";
миноносцев "Стерегущий", "Грозный" и "Громкий";
транспортов "Камчатка" и "Иртыш" и всех остальных судов Первой и Второй Тихоокеанских эскадр, а также Владивостокского отряда крейсеров — всего 91 корабля.

Под каждым из названий кораблей были указаны эскадры, куда они входили, и даты боёв, в которых принимали участие, с числом погибших (всего 8 269 человек). Перечислялись они поимённо, с указанием воинских званий и занимаемых должностей. Их имена отливались на медных досках, вмурованных в стены.

Иконы, расположенные над названиями кораблей, в ряде случаев были подлинными, спасёнными экипажами, и поднятые с затонувших кораблей, некоторые заменяли копиями: их специально для храма выполнили в мастерской московского иконописца В.П. Гурьянова.

На памятных досках были перечислены и те, кто, оставив свои корабли, ушли на сухопутный фронт и погибли на батареях Порт-Артура, и те, кто скончался от ран, полученных в Японии.

В отделке храма участвовали многие известные художники. Каменные рельефы на фасаде и барабане исполнил Б.М. Микешин.

На алтарной стене находилась исполненная по эскизу Н.А. Бруни, мозаика "Спаситель, шествующий по водам". Огромная мозаичная картина была прекрасно видна со всех точек помещения верхнего храма. Спаситель, шествующий по водам - известная евангельская притча, благодаря этому образу, храм стали называть Спасом-на-Водах.

Мозаика по картинам Бруни была выполнена в Германии на фабрике "Пуль и Вагнер". Патриотически настроенная общественность не одобряла то, что изготовление образа было поручено иностранцам, а не отечественным мастерам. Но экономические соображения - цена и сроки исполнения - победили. Готовая мозаика была доставлена по железной дороге вовремя и состояла из набора мозаичных фрагментов. Эти фрагменты с помощью специальных цементных растворов и арматуры скрепили между собой и алтарной стеной здания, превратив и кирпичный массив тела храма, и изображение Спасителя - в единый монолит.

Невысокий двухъярусный иконостас был исполнен в древнем стиле из резного светло-серого камня. Его украшали копии старинных образов, написанные в московской мастерской В.П. Гурьянова. Царские врата были изготовлены из чеканной бронзы. Алтарной завесой являлся Андреевский флаг.

Две мозаичные иконы на столбах были выполнены по эскизам художников В.М. Васнецова и Н.А. Бруни - "Моление о Чаше" и "Несение Креста". Множество ценных икон и утвари подарили храму близкие погибших моряков. Интерьер до конца не был расписан. На одной из стен находилась картина "Спаситель благословляет погибающих на крейсере "Светлана"" А.Н. Новоскольцева.

Бронзовые паникадила-хоросы висели на якорных цепях. Дарохранительница имела вид самого храма и была выточена из белого мрамора. Евангелие подарила княгиня С.М. Волконская, мать погибшего при Цусиме; Хоругви - вдова адмирала З.П. Рожественского.

Вход в нижний храм был через узкий коридор. В низкосводчатой подвальной церкви, напоминавшей палаты царя Алексея Михайловича, хранились воинские реликвии. Стены и своды крипты, а так же иконостас были расписаны в стиле второй половины XVIII века художником М.М. Адамовичем. Сплошная роспись храма, изображала Евангельские сцены и житие покровителя моряков святителя Николая Чудотворца. Деревянный двухъярусный иконостас, покрытый парчой и басмой, был украшен бронзовыми накладками. Царские врата были подарены строителем храма С.Н. Смирновым и датировались XVI веком. Кроме того, в нижнем храме хранилась почитаемая старинная икона Казанской Божией Матери была шита золотом.

В храме служил протоиерей М.К. Прудников, бывший капитан 1-го ранга, которого почитали как прозорливого праведника. В 1913 году при храме было открыто благотворительное братство.

20 декабря 1919 года храм стал приходским. С 20 февраля по 31 марта 1924 года церковь не действовала, но затем снова передана верующим. В период 1930-1931 годов коллектив рабочих расположенного рядом завода неоднократно возбуждал ходатайство о передаче этой церкви под заводской клуб или столовую.

В 1931 году Октябрьским районным Советом г. Ленинграда и Президиумом Ленсовета по инициативе руководства завода "Судомех" и "Инспекции по делам культов" было принято решение о сносе храма-памятника под предлогом расширения производственных площадей предприятия. 8 марта 1932 года храм был взорван, несмотря на тысячи собранных подписей. Вместе с ним был разрушен мост через Ново-Адмиралтейский канал. Настоятель храма отец Владимир Рыбаков умер от побоев в тюремной больнице. Были арестованы и другие служители храма, защитников храма сослали в лагеря.

Доски с именами погибших в русско-японской войне по одной версии, были сброшены в Неву. По другой легенде, сильным взрывом они были разбросаны по окрестным улицам, где местные жители собирали их осколки и прятали по домам. Но некоторые доски, по словам очевидцев, были до взрыва сняты с креплений и унесены. Среди жителей Ленинграда упорно ходила легенда, что на них разделывали мясные туши в магазинах вблизи Большого дома на Литейном (административное здание ОГПУ-НКВД). На строительство этого дома, по слухам, пошли и камни взорванной "Цусимской церкви".

В 1970-е годы фундамент храма был частично застроен производственным зданием, над алтарём нижнего храма была проложена дорога.

Часовня во имя святителя Николая

В 1990 году была создана Общественная организация "Санкт-Петербургский комитет восстановления храма Спаса-на-Водах".

Ныне воссоздание храма осложняется тем, что на части фундамента храма стоит производственный корпус "Адмиралтейских верфей". В разрушенном храмовом комплексе часовни не было, но Комитет, как предтечу возрождения храма, возвёл часовню, которая в дальнейшем должна будет органично сочетаться с отстроенным зданием церкви.

В декабре 1995 года в запасниках Государственного Русского музея были обнаружены три мозаики авторства В.М. Васнецова: "Несение Креста", "Моление о Чаше", "Голова Спасителя в терновом венце" и вырванный взрывом фрагмент заалтарного изображения - "Лик Спаса-на-Водах" - авторства Н.А. Бруни. Мозаики считались погибшими при взрыве. Мозаики были отреставрированы В.А. Шершнёвым - главным реставратором мозаик храма Спас-на-Крови. После мозаики были переданы на временное хранение в Военно-морскую академию им. Кузнецова. Они по-прежнему имеют статус музейных экспонатов.

23 января 1998 г. распоряжением губернатора Санкт-Петербурга В.А. Яковлева "О проектировании и строительстве часовни храма Спаса-на-Водах на участке при впадении Ново-Адмиралтейского канала в Неву" был предоставлен земельный участок для строительства часовни. Она была заложена 27 мая 1998 года - в 93-ю годовщину Цусимского сражения. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, в основание новой часовни был положен закладной камень, мраморная доска с каноническим памятным текстом и Георгиевской крест, привезённый из Франции внуком одного из строителей первого храма Спас-на-Водах. Часовня построена в неорусском стиле, архитектор проекта - Д.А. Бутырин.

23 мая 2002 года состоялось торжественное поднятие креста на часовню. Форма креста часовни аналогична форме креста "Спаса-на-Водах": в силуэте использованы стилизованные штурвал и якоря.

9 октября 2002 г. в часовню от имени вице-адмирала героя России Михаила Моцока и генерального директора АО "Метробетон" Владимира Кондратенко была передана первая икона - образ царя-мученика Николая II, а также предметы, обладающие исторической и культурной ценностью - подлинная медаль участника русско-японской войны, опись церковного имущества храма Спас-на-Водах, фотографии, архивные документы, раритетные издания, посвященные офицерам российского флота.

24 мая 2003 г. состоялось торжественное освящение часовни священником о. Николаем Солдатенковым.

На протяжении 2006-2007 годов часовня храма Спаса-на-Водах была облицована белым камнем. Это возрождает традицию использования национального материала - Белого камня в отечественной архитектуре после векового перерыва. Общая площадь облицовки Белым камнем - более двухсот квадратных метров. Использована разновидность Белого камня - Старицкий камень, который иногда ещё называют Старицким мрамором.

Общая стоимость всех выполненных работ по возведению комплекса часовни (в комплекс входят мост через Ново-Адмиралтейский канал, часовня, ограда и выставочный павильон) на сегодняшний день составляет около 1 млн. долларов. Энергоресурсы для строительных работ обеспечило ФГУП "Адмиралтейские верфи".

Часовня находится на территории ГП "Адмиралтейские верфи" рядом с местом впадения Ново-Адмиралтейского канала в Неву.

В настоящее время в часовне регулярно совершаются панихиды по погибшим морякам.

Адрес: Английская наб., 76.

Проезд: От пл. Труда и моста Лейтенанта Шмидта - по Английской наб.



Часовня свт. Николая Чудотворца, 2012 г.

Плакат, укреплённый на ограждении перед часовней, 2012.

Территория часовни.

Памятная доска на стене часовни.

Фрагмент здания часовни.

Интерьер часовни.

Вход в часовню.

Памятная доска на ограждении производственного корпуса "Адмиралтейских верфей".


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2012


Вернуться на Главную