Свято Троице-Сергиева приморская пустынь



Архимандрит Варлаам (Высоцкий)

Монастырь основан в 1734 году настоятелем Троице-Сергиевой лавры архимандритом Варлаамом (имя в миру - Василий Высоцкий). Обитель строилась в 19 верстах от Петербурга, на берегу Финского залива на землях переданных монастырю императрицей Анной Иоанновной. Монастырь занимал почти квадратный, участок со стороной около 140 м и поначалу обнесен деревянной оградой с наугольными башнями. В ноябре того же года императрица разрешила перевезти деревянную церковь Успения Божьей Матери из загородного дома царицы Параскевы Фёдоровны на Фонтанке и повелела освятить ее престол во имя Преподобного Сергия чудотворца Радонежского. Церковь находилась на центральной площади монастыря. По обеим сторонам церкви располагались деревянные монашеские кельи и каменный флигель для настоятеля.

По указу Анны "для поддержания обители в хозяйственном отношении" монастырю было передано 219 десятин земли и приписано три деревни с крепостными крестьянами. Освящение обители состоялось 12 мая 1735 года. В июне 1735 г. императрица посетила пустынь и пожаловала в храм богослужебные книги.

В первое время пустынь не имела особого штата монахов. Для совершения богослужения сюда присылались лица из числа братии Троице-Сергиевой лавры. Жизнь и деятельность братии находилась также под наблюдением и руководством Лавры. Новая обитель в первые годы своего существования называлась Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей и существовала на средства Троице-Сергиевой Лавры. Императрица Анна Иоанновна именным указом от 30 января 1738 года повелела описать пустынь. После этого церковь стала официально считаться приписанной Троице-Сергиевой Лавре.

Архимандрит Варлаам скончался в июле 1737 года и по своему завещанию, погребен в основанной им обители. Над его могилой была воздвигнута деревянная часовня Тихвинской Божией Матери.

В 1756-1758 годах в обители храм прп. Сергия Радонежского перестроен: деревянная церковь заменена новой.
В 1760 году - воздвигнут пятиглавый Собор Пресвятой Троицы по проекту Б.Растрелли, утвержденному 12 марта 1756 года. Строительство закончилось в 1760 году.

Монастырь продолжал застраиваться по планировочному проекту, разработанному П.А. Трезини. Были возведены две угловые башни, а весь двор вымощен камнем. В 1760 г. по проекту Ф.Б. Растрелли построены настоятельские кельи. В них была создана картинная галерея, в которой в числе других находились два редких портрета Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. В монастыре в тот момент подвизались около 20 монахов.

В 1764 году в России были учреждены монастырские штаты, по которым Троице-Сергиева пустынь отделялась от Троице-Сергиевой Лавры и возводилась во 2-й класс. 4 мая 1764 года по указу Св. Синода "Состоящую при С.-Петербурге, по Петергофской дороге недавно построенную пустыню, за неимением при С.-Петербурге монастырей, приписать к С.-Петербургской епархии". Монастырь стал управляться собственным архимандритом.

Екатерина II также обратила своё внимание на монастырь и пожелала здесь обрести земное упокоение. В архивных источниках сохранилась ее записка следующего содержания: "Ежели умру в городе, положить меня в Александро-Невском монастыре, в Соборной церкви, мною построенной. Ежели в Царском Селе - на Софийском кладбище, у Казанской Богородицы. Буде в Петергофе - в Сергиевой пустыни". Однако похоронили императрицу, вопреки её воле, но согласно традиции, в Петропавловском соборе.

Около 1773 года в пустынь поступил послушником в возрасте 16 лет будущий преподобный Герман Аляскинский и пробыл здесь пять лет, после чего ушел на Валаам.
С 16 января 1774 года по 13 июля 1774 года монастырь возглавлял архим. Вениамин (Краснопевков-Румовский).
С 29(25) мая 1796 года по октябрь 1798 года настоятелем Сергиевой пустыни был архим. Феофилакт (Русанов), кроме этого, он был и законоучителем кадетского корпуса. Своими обширными познаниями, даром слова и величественной внешностью он производил на окружающих сильное впечатление.
С 9 января 1799 года по 1800 год настоятелем Троице-Сергиевой пустыни являлся архимандрит Амвросий (Протасов). В этот же период он занимал должности: ректора Александро-Невской академии, учителя богословия и присутствующего в консистории. Это был известный талантливый проповедник (1798-1800 гг.), ставший наместником Александро-Невской лавры, а позднее - епископом Тульским, Казанским, Тверским.

Настоятелем монастыря с 27 января 1802 года по 1804 год был Евгений (Болховитинов). Он собрал и оставил богатый научный литературный материал, значимый не только для церковной русской истории, но вообще для истории русской литературы: "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви", "Словарь светских русских писателей, соотечественников и чужестранников, писавших о России" и др.

Архитектор Луиджи Руска в 1805 - 1809 годах построил Инвалидный дом в западной части монастыря с церковью святого мученика Валериана. Храм был освящен в июне 1809 года, а инвалидный дом начал работать через пять лет.
С 1812 года по 1813 год Сергиевой пустынью управлял Мефодий II (Пишнячевский) в сане архимандрита. В этот же период он был ректором Петербургской семинарии.
С 1819 года до 1833 года пустынь находилась в ведении Петербургских викариев епископов Ревельских.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Наиболее длительный срок настоятельства в пустыни двадцать четыре года - с 1833 по 1857 годы - выпал на долю известного святителя Игнатия (в миру - Дмитрий Александрович Брянчанинов). 27-летний настоятель сначала был игуменом и только в 1834 году возведен в сан архимандрита.

При его настоятельстве пустынь была переведена в I класс, выросла в образцовый монастырь и стала известна не только в России, но и далеко за её приделами. При нем в монастыре были выстроены поминальные церкви - Покрова Богородицы и Григория Богослова, часовни, кельи для монахов, Святые ворота. Главный объем по проектированию новых построек и переделке старых пришелся в этот период на долю архитектора Алексея Максимовича Горностаева. Монастырским хором при святителе руководил известный духовный композитор прот. П.И.Турчанинов, который в 1836-1841 был священником в соседней Стрельне.

Император Николай I писал Брянчанинову: "Я тебе даю Сергиеву пустынь, хочу, чтобы ты жил в ней и сделал бы из нее монастырь, который в глазах столицы был бы образцом монастырей". Огромными трудами настоятеля Сергиева пустынь действительно встала в один ряд с Донским, Симоновым монастырями, Александро-Невской лаврой. Сам Государь неоднократно приезжал и просил благословения на свои начинания у святителя. Советов и наставлений искали у Игнатия Брянчанинова Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский. Одно из произведений Н.С. Лескова было посвящено Игнатию Брянчанинову.

Святитель Игнатий был канонизирован православной церковью в 1988 году.

Экономика монастырского хозяйства также стала значительно развиваться. По ходатайству настоятеля Игнатия Брянчанинова пустынь была наделена лесным участком в 50 десятин. Земля была заболочена, но после многих трудов полевое монастырское хозяйство поднялось на очень высокий уровень. Достаточно сказать, что в 1882 году в России на выставке хлеборобов Сергиевой пустыни была присуждена большая серебряная медаль за семена ржи, две медных медали - за семена пшеницы и ячменя.

Архимандрит Игнатий (Малышев)

С 1857 по 1897 годы настоятелем монастыря был Архимандрит Игнатий (Иван Васильевич Малышев). Будучи художественно одаренным человеком, он украсил пустынь прекрасными постройками. Если предыдущий настоятель Игнатий (Брянчанинов), отдал много сил на воспитание монастырской братии, то его преемник, сохранив и преумножив духовные богатства монастыря, украсил внешний вид Сергиевой Пустыни архитектурным ансамблем. На территории монастыря действовали семь храмов: Пресвятой Троицы, преподобного Сергия Радонежского, Воскресения Христова, священномученика Валериана (Зубовская), святителя Григория Богослова (Кушелевская), Покрова Пресвятой Богородицы (Кочубеевская), священномученика Саввы Стратилата (Шишмаревская), и часовни: Покровская и Спасская - у монастырских ворот, Тихвинской Божьей Матери (с чтимым образом), Рудненская - на берегу пруда "Иорданка" в восточной части обители.

В 1886 г. петербургский купец Карл Цоппи получил разрешение провести от станции Сергиево (в советское время - "Володарская") до Троице-Сергиевой пустыни конно-железную дорогу. Известны многочисленные жертвователи, например, в 1873 году псковский помещик Чихачев дал 50 тысяч рублей, а купец Макаров завещал монастырю 40 тысяч рублей.

Хорошая организация жизни и хозяйства монастыря при архимандрите Игнатии позволила осуществлять широкую благотворительную деятельность. С 1866 года на содержание Санкт-Петербургской духовной семинарии и духовного училища Пустынь ежегодно жертвовала по 1 000 рублей. Благотворительная деятельность Пустыни уже в семидесятых годах стала известна и за границей. За благотворительную деятельность архимандриту Игнатию был пожалован орден Святого Владимира. Из Боснии Черногорский князь Николай прислал настоятелю орден Святого Даниила 2-й степени. В 1867 году в пустыни числилось братии 46 человек и 25 человек проживали на богомолье.

В войну с Турцией, в 1877 - 1878 годы, по предложению настоятеля в Сергиевой пустыне была устроена больница с церковью, освященной 29 января 1878 года.
Скончался архимандрит Игнатий 16 мая 1897 года (а 15-го вечером его посетил Иоанн Кронштадтский) и был погребен в Пустыни, в храме Воскресения Христова, в Михайловском приделе. В настоящее время его останки покоятся в храме преподобного Сергия, куда они были перенесены в год столетия со дня его преставления

* * *

Большой известностью пользовался в то время в столице духовник братии иеромонах Герасим, выпускник столичного университета, скончавшийся в 1897 году.

К концу 1901 года библиотека монастыря насчитывала более 6000 книг, выписывались журналы: "Вера и Церковь", "Миссионерское обозрение", "Душеполезное чтение", "Исторический вестник", "Вера и разум", "Друг трезвости", "Отдых христианина", "Русский паломник".

Количество насельников постепенно увеличивалось. В 1916 году здесь насчитывалось до 100 человек монашествующих и 7 храмов.

Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии, из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота. Пустынь содержала инвалидный и странноприимный дом (ежедневный приют для 15-20 странников), детский приют, женскую богадельню, двухклассную школу и больницу.

Ежегодно в дни памяти святого 5 июля и 25 сентября (ст.ст.) совершался крестный ход вокруг монастыря.

При монастыре существовала первая Российская Сергиевская школа трезвости, основанная игуменом Павлом (Горшковым). С 1892 года в память 500-летия кончины преподобного Сергия Основатель Александро-Невского общества трезвости отец Александр Рождественский ввел в обычай крестные ходы трезвенников в Троице-Сергиеву пустынь в одно из летних воскресений.

С 1915 по 1919 год настоятелем был архимандрит Сергий (Дружинин) Он воспитывался в Троице-Сергиевой пустыне в Стрельне Петербургской епархии (с 9 сентября 1887 г. послушник). 24 сентября 1894 года был пострижен в мантию. Рукоположен в иеромонаха в 1898 году. До революции (6 мая 1915-1919 г.) был настоятелем той же пустыни в сане архимандрита. Духовник великих князей Константиновичей Романовых. Дальнейшая его судьба сложилась драматична: в 1922 году в г. Петрограде был арестован, потом выпущен; в 1924 году был хиротонисан во епископа Нарвского; в 1926-1927 гг. снова настоятельствовал в Сергиевой пустыни. В конце 1927 года вместе с епископом Димитрием (Любимовым) отошел от канонического подчинения митрополиту Сергию (Страгородскому) и образовал т.н. иосифлянский раскол. Много раз арестовывался и приговаривался к ИТЛ, затем 17 сентября 1937 г. приговорен к высшей мере наказания и расстрелян в тюрьме г. Йошкар-Ола.
С начала 1919 года до своей кончины в январе 1930 года - игумен Иоасаф (Меркулов).
Последний настоятель до закрытия - архимандрит Игнатий (Егоров).

Кладбище при монастыре

На монастырском кладбище были погребены умершие из знатных и родовитых семей: принцев Апраксиных, Мятлевых, Нарышкиных, Чичериных, Строгановых, Дурасовых, поэт Мятлев, архитекторы А.И. Штакеншнейдер и А.М. Горностаев, многие из родов Юсуповых, Кочубеев, Голицыных; Адлерберги, Зубовы, Кушелевы, Перовские, Чичерины, Яковлевы и многие другие. Почетным по своему статусу считалось погребение "Его Императорского Высочества герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, князя Романовского". Здесь также были похоронены канцлер Российской империи А.М. Горчаков; министр народного просвещения А.С. Норов; выдающийся общественный и культурный деятель принц П.Г. Ольденбургский; военные губернаторы Петербурга; потомки А.В. Суворова и М.И. Кутузова.

Некоторые часовни и склепы были подлинными произведениями искусства. Территорию обители украшали изящной архитектуры ротонды и оранжереи - усыпальницы: ротонда-усыпальница семьи Толстых, оранжерея-усыпальница семьи принцев Ольденбургских. Из безжалостного разграбления в 30-е, а особенно в 60-е годы, спасти удалось немногое. В фонды Русского музея из родовой усыпальницы Зубовых были переданы бронзовые и мраморные бюсты работы С. Кампиони, Н. Пименова, П. Ставассера. В Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры были перенесены художественные надгробия А.А. и Ф.А. Баташевых, Ф.А. Яковлева. Неподалеку от монастыря находилось кладбище для бедных.

Кладбище было полностью уничтожено в советское время.

Советское время

В 1919 г. монастырь был закрыт, но богослужения в пустыни продолжались еще более десяти лет. Число братии, тем не менее, постепенно сокращалось, последнее пострижение в монашество было в 1926 году. Около десяти монахов-стариков жили среди воспитанников детской трудовой колонии - коммуны "Труд". Там была школа-семилетка. К 1925 г. в ней обучалось 265 детей. В 1930-е годы колонию сменила школа переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева.

Окончательно Троице-Сергиева пустынь была закрыта в 1931 году, насельники монастыря были арестованы и отправлены в ссылку. Варварски и планомерно уничтожалось кладбище монастыря, в XIX веке считавшееся одним из самых красивых в Европе. С екатерининских времен на нем, подобно кладбищам Александро-Невской лавры, Донского и Симонова монастырей в Москве, хоронили умерших из знатных родовитых семей. Архитектурный ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой пустыни серьезно пострадал вначале в ходе варварских перестроек 1930-х годов, а затем в результате разрушений в период Великой Отечественной войны.

Во время Второй Мировой войны с сентября 1941 года вплоть до снятия блокады в январе 1944 года на территории бывшего монастыря находились оккупанты, фашистский штаб армии. Отсюда велась корректировка артобстрела Ленинграда. Монастырские строения, в особенности Троицкий собор и Воскресенская церковь, сильно пострадали от артиллерийских обстрелов. В послевоенные годы начались реставрационные работы. Архитектор А.А. Кедринский восстановил Настоятельский корпус и трапезную. И.Н. Бенуа составила проект реставрации Троицкого собора.

Однако в 1960-х годах, при Хрущёве, пострадавшие храмы сняли с государственной охраны. В 1962 году собор Святой Троицы - одно из наиболее поздних и замечательных творений великого Растрелли - был снесен, несмотря на все усилия, предпринятые для спасения здания общественными организациями города. Не сохранились и церковь Покрова, построенная в пустыни архитекторами Р.И. Кузьминым и Г.Э. Боссе, и церковь Воскресения. С 1964 года на территории монастыря находилась специальная средняя школа милиции. В 1973 году архитектурный комплекс монастыря поставлен под охрану государства. В этом нет ничего удивительного, ведь тратиться на восстановление произведений Расстрелли советской власти было уже не нужно - требующие ремонта здания попросту отсутствовали.

На месте храмов XVIII века устроили плац для муштры воспитанников Средней школы милиции. Надгробные памятники, чудом уцелевшие до лета 1964 года, в один день были снесены бульдозером. Правда, два памятника оставили: фамильный склеп Чичериных (возможно, из уважения к наркому иностранных дел в правительстве Ленина Г.В. Чичерину), и мраморный крест на могиле известного архитектора А. М. Горностаева.

Уничтоженные храмы

Храм Святой Живоначальной Троицы

Центром монастырского архитектурного ансамбля был каменный пятиглавый храм во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами во имя святых Апостолов Петра и Павла и во имя Святых Праведных Захария и Елисаветы. Он построен в 1756 - 1760 годах на средства Лавры под смотрением Б.-Ф. Растрелли по проекту П.А. Трезини. Собор был невелик, вмещал всего 600 человек, снаружи обильно украшен барочными колоннами и пилястрами, а внутри - высоким золоченым иконостасом. Собор послужил прототипом для многих церковных сооружений, возведенных в два последующих десятилетия. В нём находилась особо чтимая икона пр. Сергия Радонежского, а при ней крест с частицею святых мощей его.

Главный придел собора освятил 10 августа 1763 архимандрит Лаврентий (Хонятовский) в присутствии Екатерины II и наследника. Два боковых придела освящены еще раньше - 18-19 августа 1761 известным проповедником архимандритом Гедеоном (Криновским), настоятелем Троице-Сергиевой лавры.

В 1799 соборная колокольня собора получила новое завершение. В 1823 И.И. Шарлемань заменил в интерьере колонны пилястрами из белого стюка. При начатом в 1837 А.И. Мельниковым капитальном ремонте в соборе был восстановлен прежде упраздненный левый придел, образа в котором написали Я.Ф. Яненко и послушник Игнатий (Малышев), будущий наместник. 1 августа 1838 архимандрит Игнатий (Брянчанинов) снова освятил главный, а 18 августа 1840 - левый придел Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Стены расчленены пилястрами, особую нарядность придавали лепные украшения. Внутренняя отделка храма отличалась пышностью и богатством. На горнем месте до 1917 г. стоял образ Пресвятой Троицы, написанный в 1840 г. акад. К.П. Брюлловым. Главными святынями храма была чудотворная икона прп. Сергия Радонежского и два креста с частицами мощей прп. Сергия и вмц. Варвары.

В советское время, в 1962 году, храм был взорван.

Церковь во имя Воскресения Христова

На этом месте первоначально находилась церковь во имя апостола Иакова - небольшая постройка, примыкающая к южному одноэтажному флигелю. 15 мая 1790 вдова генерал-лейтенанта И.Я. Хлебникова подала в Синод просьбу позволить возвести эту церковь над могилой своего отца - купца Я.С. Петрова, и в августе 1791 состоялось освящение храма во имя святого покровителя покойного - апостола Иакова. После переделки и надстройки всего флигеля небольшую церковь снова освятил 23 августа 1820 митрополит Михаил.

Далее храм продолжал расширяться и перестраиваться на средства А.С. Норова. Митрополит Исидор, посвятив его Воскресению Христову, 16 июня 1866 повторил освящение. Это было шатровое, в русском стиле здание, в которое свет падал из четырех окон. Под потолком из балок были написаны пасхальные сцены, стены увешаны подносными иконами.

Однако в таком виде здание простояло недолго. В 1870 княгиня А. Голицына пожертвовала 20 тыс. руб. на постройку нового храма с "девятью больничными кельями" в память о погребенном здесь князе Михаиле Павловиче Голицыне. В 1872 году архитектор Альфред Александрович Парланд совместно с архимандритом Игнатием (Малышевым) составил проект трехпридельной базилики на 2 500 человек, выполненный в мотивах позднего византийского зодчества. Ее закладка состоялась в 1877, освящение, проведенное митрополитом Исидором, - 29 июля 1884. Строительством руководил сам настоятель - архимандрит Игнатий (Малышев), выполнивший роспись и освятивший 15 мая 1884 нижний придел Архистратига Михаила в память погребенного в нем вице-адмирала князя М.П. Голицына.

Здание отмечали великолепное мастерство исполнения, сочетание уступчатых высоких фронтонов и арочного венчания куполов. На фасаде из разноцветного кирпича были большие барельефы с изображением Спасителя, шествующего по водам, и русских святых всех веков. Золоченые царские врата поддерживали посеребренные ангелы. Все образа в Царских вратах написаны на перламутре, а в иконостасе - на золотом фоне. Архимандрит Игнатий (Малышев) написал для собора около 70 икон. Фасад из разноцветного кирпича украшали внизу бронзированные барельефы Р.Р. Баха с изображением русских святых от Ольги до Тихона Задонского. По модели А.М. Опекушина Бах сделал двух посеребренных ангелов, поддерживавших оригинальные золоченые царские врата в низком иконостасе, перед которым стояли два великолепных многосвечника из лазурита и золоченой бронзы, исполненные на фабрике Шопена. Фирма Постникова изготовила большое паникадило с эмалевыми вставками, хоругви расписала вел. кн. Елена Михайловна. Благодаря витражам внутри храма царил "очень нежный лиловатый тон, не режущий глаз", создавая ощущение простора, покоя и величия. В 1898 фирма А. Баринова украсила главный престол серебряными рельефами, в нижнем храме сделав его из мрамора.

В усыпальнице выстроенного им собора и был похоронен И.В. Малышев.

Храм был взорван в 1968 году. Летом 1998 года мощи архимандрита Игнатия были обретены под землей на месте бывшего Воскресенского собора и перенесены в храм Преподобного Сергия Радонежского.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы ("Кочубеевская")

Храм был заложен 25 июля 1844 над прахом княгини Марии Ивановны Кочубей (урожд. кн. Барятинской). По заказу ее мужа - Михаила Викторовича Кочубея о обошелся ему в 200 тыс. руб. Первоначальный проект разработал придворный зодчий Роман Иванович Кузьмин, взявший за образец флорентийский баптистерий, но позже проект переделал Юлий Андреевич Боссэ. Церковь располагалась в юго-восточном углу пустыни, справа от Святых ворот. Это было однокупольное восьмигранное здание высотой 14 саж., облицованное серым шотландским камнем, в котором свет падал через круглые окна. К 1847 году церковь была отстроена под смотрением Л.Я. Тиблена, но ее отделка задержалась, так как кн. М.В. Кочубей хотел выполнить ее по своему вкусу. Три года шла облицовка стен. Стены и своды внутри были расписаны орнаментами, образа в стильном двухъярусном иконостасе исполнил по золотому фону известный В.М. Пешехонов. В 1850 образ свв. Василия и Елены написал акад. Т.А. Нефф. Освятил церковь с семейной усыпальницей Кочубеев 4 августа 1863 архимандрит Игнатий (Малышев) в присутствии княжеской семьи. Виды новой церкви князь заказал акад. М.М. Сажину. Служили в этом надгробном храме очень редко. В 1904 - 1905 в нем был произведен реставрационный ремонт.

Храм действовал до 1 ноября 1931 года, а в 1964 году был взорван. Тогда же уничтожено и прилегающее кладбище.

Часовня Тихвинской Божьей Матери

Часовня во имя Тихвинской иконы Божией матери (с чтимым образом) была возведена близ алтаря Троицкого собора над могилой первого настоятеля Пустыни архимандрита Варлаама на деньги монастыря по проекту А.М. Горностаева в 1864 году, уже после смерти архитектора, скончавшегося в 1862 году. В ней же был похоронен сподвижник Игнатия Брянчанинова, духовный композитор схимонах Михаил (Чихачев). В ноябре 1931 года, после закрытия "Кочубеевской" церкви, часовня стала приходским храмом. Закрыта в 1935 году. Здание часовни не сохранилось. Честные останки Варлаама, Михаила, Игнатия-младшего ныне находятся в Сергиевском храме.

Часовня во имя Рудненской иконы Божией Матери

Часовня во имя Рудненской иконы Божией Матери была сооружена в 1876 году на одном из островов пруда "Иорданка" в восточной части монастыря. В часовне пребывала особо чтимая древняя икона Пресвятой Богородицы, нарицаемая Руденскою. Проект часовни, освященной в 1876 году, был выполнен архитектором Д.И. Гриммом, по мотивам Никоновского скита в Новом Иерусалиме. К ней 1 августа для водосвятия шел крестный ход.
Здание часовни утрачено.

Сохранившиеся Церкви

Церковь прп. Сергия Радонежского  Церковь Сергия Радонежского 2011

Первая деревянная церковь Пустыни была перевезена из усадьбы царицы Параскевы Федоровны на Фонтанке, там престол её был освящен во имя праздника Успения Пресвятой Богородицы. В Пустыне церковь была вновь освящена в 1735 году архим. Варлаамом во имя св. преп. Сеграя Радонежского. Затем, в 1756-1758 годах, была заменена новой, каменной. А в 1854 году, благодаря денежной помощи княгини З.И. Юсуповой, церковь была полностью перестроена в византийском стиле архитектором А.М. Горностаевым. Иконы писал М. Довгалев. Освещение состоялось 18 июня 1822 года епископом Ревельским Григорием. Через тридцать лет - 26 апреля 1852 (по другим сведениям - 4 июля 1857 г.) года был освящён нижний (подвальный) придел во имя Спаса Происхождения Честных Древ.

Это трехэтажное, в 18 сажень длиной здание с алтарной апсидой на востоке, пятью главами, рассчитанное на 2000 человек. Входной портал находится в центре южного фасада и отмечен гранитными колоннами. Лучковые формы фронтонов окон, тройные пилястры, обработанные рустами, повторяют мотивы декора стоящих рядом зданий трапезной и настоятельского корпуса. Внутри здание церкви представляет собой базилику с тремя нефами и двумя рядами тёмно-красных гранитных колонн высотой пять метров, поддерживающих хоры. Колонны имеют различные по рисунку капители. Свет проникает в храм из высоких полуциркульных окон-витражей, расположенных на южной и северной стенах. Потолок, как в ранне-византийских базиликах, перекрыт деревянными балками. Внутреннее пространство делилось на нефы восемью колоннами из полированного тёмно-красного гранита, которые поддерживали хоры. Пространство между балками расписано византийским орнаментом на золотом фоне (художник Р.Ф. Виноградов, по эскизам М.Н. Васильева).

Центральный двухъярусный иконостас византийского типа был выполнен по рисунку Горностаева из мрамора с колоннами из порфира и деталями из каррарского мрамора, малахита, лазурита и полудрагоценных камней, ляпис-лазури и мозаики. Образа в Царских вратах исполнили академик Н.А. Лавров, автор фресок, и М.Н. Васильев. В боковых приделах находились небольшие так же мраморные иконостасы, инкрустированные цветными камнями. Плоскости стен, соединяющие церковь с трапезной, были расписаны художником Беляковым и Игнатием Малышевым. Мозаичный пол был выполнен по проекту А.М. Горностаева.

Нижняя, поминальная, церковь была устроена по типу древних крипт или христианских катакомб. В ней находилась усыпальница графов Апраксиных с 20 захоронениями. Придел во имя мученицы Зинаиды, освященный 28 апреля 1861 года, где был иконостас из розового кипариса, имел 33 захоронения Юсуповых. Кроме того, в нижней церкви нашли свой последний приют князья Чернышевы, Шишмаревы, Карцевы, Строгановы, Волконские, Щербатовы, граф Клейнмихель, барон Фредерикс. В этом нижнем "пещерном" приделе находилась усыпальница князей Чернышёвых.

А.Н. Муравьёв, видный духовный писатель, пожертвовал в 1861 храму серебряный ковчежец с частицами святых мощей Египетских пустынников, который он получил от александрийского патриарха Иерофея, а в следующем году А.С. Норов пожертвовал мраморную колонну высотой 60 см с образом Рождества Богородицы, привезенную им из иерусалимского дома свв. Иоакима и Анны.

Освящение главного придела произвел 20 сентября 1859 митрополит Григорий в присутствии великих князей Константина Николаевича и Николая Константиновича.

Храм закрыт в 1920-е годы использовался как клуб.
Ныне церковь является единственным действующим храмом на территории монастыря.

Церковь Григория Богослова (Кулешовская)  Церковь Григория Богослова (Кулешовская)

В северо-восточной части обители находится церковь надгробный храм Святителя Григория Богослова ("Кушелевская"). Она была возведена в 1855 - 1857 годах по проекту придворного архитектора А.М. Штакеншнейдера над могилой любимца Павла I, генерал-лейтенанта графа Григория Григорьевича Кушелева на деньги его вдовы Екатерины Дмитриевны. Постройка обошлась в 60 тыс. руб. серебром. Храм освящен в 11 мая 1857 года митрополитом Григорием во имя святого покровителя покойного. Сохранился в переделанном в 1930-е годы виде.

Одноглавая церковь, выполненная в русско-византийском стиле, освещалась двумя большими окнами. Снизу фасад отделали гранитом, портал - серым мрамором, стены декорировали керамическими полуколоннами. В церкви был двухъярусный резной иконостас, образа которого написаны на золотом фоне. Паникадило было изготовлено из золоченой меди. Евангелие, напрестольный крест и сосуды были стилизованы под старину. В центре храма - спуск в усыпальницу, облицованную белым мрамором. После смерти Кушелевой о храме заботилась ее приемная дочь маркиза Инконтри, жившая в Италии. Служили в нем лишь в дни кончины ктиторов.
Церковь эта была закрыта в 1919 - 1920 годах.

Церковь Саввы Стратилата (Шишмаревская)  Саввы Стратилата (Шишмаревская)

Прямо напротив главного входа, за часовнями и оградой по проекту А.М. Горностаева в 1859 - 1863 годах были возведены Святые ворота с кельями, высокой шатровой башней и домовой церковью Священномученика Саввы Стратилата, устроенной на средства штаб-ротмистра Михаил Васильевич Шишмарёва во имя святого покровителя известного Саввы Яковлевича Яковлева, деда его супруги, который умер в 1784 году и был похоронен в Троице-Сергиевой пустыни. Эта церковь, в которую попасть можно только из келий, была заложена 5 июля 1859. Церковь, как и кельи, выстроены в красном кирпиче. Это небольшой двусветный храм отмечен двумя главками и четырьмя башенками; внутри свод опирался на четыре облицованные стюком колонны. Оригинальным был иконостас - стена, на которой были написаны иконы, с царскими вратами в арке.

Освятить храм собирались весной 1863, но по неизвестной причине до революции этого не произошло.

В 1899 году на башне над Святыми воротами были установлены часы, а затем лет через десять корпус надстроен.

Церковь св. мч. Валериана (Зубовская)  Церковь св. мч. Валериана (Зубовская)

Граф Валериан Александрович Зубов, георгиевский кавалер и кавалер ордена Андрея Первозванного, покоритель Дербента, скончался в 1804 от ран, полученных в персидском походе (погребен 24 июня). Его братья - Платон, Дмитрий и Николай обязались выполнить волю покойного и выстроить над его могилой церковь с инвалидным домом на 30 человек "увечных воинов".

16 сентября 1805 года в западной части монастыря, рядом с оградой, над могилой Зубова по проекту Л. Руска была заложена церковь во имя св. мученика Валериана с богадельней.

Здание в ампирном стиле строил архитектор Пунчини. Через три года оно было готово. Церковь была расположена в центральной, повышенной части здания. Снаружи церковь украшал четырехколонный портик, внутри она имела вид овальной ротонды, не выявленную во внешнем облике здания. Небольшой одноярусный иконостас также шел полукругом. Попасть в храм можно было только из комнат.

Храм был освящен 21 июня 1809 архимандритом Порфирием (Кирилловым), настоятелем пустыни, в годовщину смерти графа. Первые насельники богадельни появились пять лет спустя.

В 1865-1866 акад. Н.А. Лавров написал четыре новых образа для храма. Как и богадельня, храм все время содержался на средства Зубовых.

В крипте церкви впоследствии были похоронены и сами Николай, Дмитрий и Платон (князь Римской империи) Зубовы, а также дочь и внук А.В. Суворова - Наталья Александровна Зубова и Александр Аркадьевич Суворов, дети и внуки графов Зубовых. Фамильный склеп Зубовых насчитывал 27 погребений.

Храм был закрыт в 1919, когда в здании разместились мастерские трудколонии; через четыре года, ликвидировано помещение церкви, но братия сумела сохранить иконостас. Тогда же в 1923 году, уничтожены все захоронения. В 1935 г. был искажен внешний облик здания: оно было надстроено (в центре на один этаж, по краям на два), изменены некоторые детали отделки.

Часовня Спаса Нерукотворного образа и Часовня Покрова Пресвятой Богородицы

При монастыре имелись часовни. Две из них, из красного гранита, сохранились до нашего времени: Покровская и Спасская - у монастырских ворот. Они были перестроены в 1844-1845 годах А.М. Горностаевым. Обе - с завершающими их килевидными киотами, образами и крестами. В 1868-1871 годах этот архитектор также возвел гранитную ограду.

_____________________________________

Ныне богослужения проходят в восстанавливаемой церкви Сергия Радонежского.
Настоятель: Иеромонах НИКОЛАЙ (Парамонов)
Богослужения: литургия в субботу и Воскресение в 10 часов,
среду в 9 часов;
Накануне совершается вечерняя служба в 17 часов.
В Воскресение в 17 часов читается акафист.

Адрес: 198903, С.-Петербург, г. Стрельна, С.-Петербургское шоссе, д. 15 (месторасположение Троице-Сергиевой пустыни - на выезде из С.-Петербурга в сторону Стрельны-Петергофа на шоссе).

Телефон: (812) 647-07-30 , 647-07-45, (812) 730-27-91
Сайт: http://www.pustin.spb.ru/

Проезд: от ст. метро "Автово" - трамвай 36, комм. автобус 224-К до монастыря; электричка до ст. Сергиево (бывш."Володарская").


Троице-Сергиева пустынь. Вид с Санкт-Петербургского шоссе, 2011 г.

Часовня Спаса Нерукотворного образа у входа в монастырь. Далее вглубь - Святые врата и церковь Саввы Стратилата (Шишмаревская). Фото: 2011 г.

Часовня Покрова Пресвятой Богородицы, северный фасад (вид со стороны монастыря). Фото: 2011 г.

Часовня Спаса Нерукотворного образа, северный фасад (вид со стороны монастыря). Фото: 2011 г.

Церковь Саввы Стратилата (Шишмаревская). Фото: 2011 г.

Святые врата. Фото: 2011 г.

Мозаичная икона Спасителя над вратами. Церковь Саввы Стратилата. Фото: 2011 г.

Мозаичная икона Спасителя. Фото: 2011 г.

Вход в св. врата. Фото: 2011 г.

Келейный корпус. Фото: 2011 г.

Келейный корпус. Фото: 2011 г.

Фрагменты гранитной ограды. Подготовка к ремонту и реставрации. Фото: 2011 г.

Святые врата. Фото: 2011 г.

Мозаичная икона Богородицы над Святыми вратами со внутренней стороны. Церковь Саввы Стратилата. Фото: 2011 г.

Мозаичная икона Богородицы. Фото: 2011 г.

Фрагмент Святых врат. Фото: 2011 г.

Фрагмент Святых врат. Фото: 2011 г.

Надвратная церковь Саввы Стратилата. Фото: 2011 г.

Церковь прп. Сергия Радонежского. Фото: 2011 г.

Церковь прп. Сергия Радонежского. Фото: 2011 г.

Мозаичная икона Спасителя над входом в церковь. Фото: 2011 г.

Мозаичная икона св. Сергия Радонежского на стене церкви. Фото: 2011 г.

Мозаичная икона святителя Иннокентия Пензенского. Фото: 2011 г.

Мозаичная икона святителя Игнатия Брянчанинова. Фото: 2011 г.

Икона св. Германа Аляскинского. Фото: 2011 г.

Просфоры.

Прихожане, собирающие яблоки, принесённые из сада пустыни. Фото: 2011 г.

Трапезная. Фото: 2011 г.

Фрагмент украшения. Фото: 2011 г.

Фото: 2011 г.

Настоятельский флигель. Фото: 2011 г.

Фрагмент здания Настоятельского корпуса. Фото: 2011 г.

Фрагмент здания Настоятельского корпуса. Фото: 2011 г.

Настоятельский корпус. Фото: 2011 г.

Настоятельский корпус. Фото: 2011 г.

Трапезная. Северный фасад. Фото: 2011 г.

Трапезная. Северный фасад. Фото: 2011 г.

Дорожка возле Трапезной с северной стороны. Фото: 2011 г.

Декоративна решетка на окне храма св. Сергия Радонежского. Фото: 2011 г.

Алтарная часть храма св. Сергия Радонежского. Фото: 2011 г.

Захоронения возле алтаря церкви Св. Саргия Раденежского. Надпись на могиле: "Иеромонах Николай Грачев
Скончался 7 октября 1918 года ".

Прозорливый Старец протоиерей Михаил Кириллович Прудников
Род. 31.XII.1850 г. сконч. 3.IX. 1927/9?
Настоятель церкви Спаса на водах, духовный сын св. Иоанна Кронштадтского (выбито: Кронштадтского). Наставник митр. Николая
Капитан 1 го ранга.

Единственная уцелевшая угловая башня. Фото: 2011 г.

Угловая башня. Фото: 2011 г.

Угловая башня. Фото: 2011 г.

Фрагмент колонны угловой башни. Фото: 2011 г.

Угловая башня, внутреннее помещение. Фото: 2011 г.

Угловая башня, фрагмент. Фото: 2011 г.

Угловая башня, фрагмент. Фото: 2011 г.

Угловая башня, фрагмент. Фото: 2011 г.

Домик за оградой монастыря. Фото: 2011 г.

Фрагмент территории монастыря, северо-западная часть. Справа - часть угловой башни, в центре - северная стена Велериановской церкви, слева - часть настоятельского флигеля. Фото: 2011 г.

Храм Святителя Григория Богослова ("Кушелевская"). Западный фасад, вход в храм. Фото: 2011 г.

"Кушелевская" церковь, фрагмент. Фото: 2011 г.

Храм Святителя Григория Богослова, фрагмент. Фото: 2011 г.

Вход в храм Святителя Григория Богослова. Фото: 2011 г.

Справа - храм Святителя Григория Богослова. Впереди - пространство перед Финским заливом. Фото: 2011 г.

Храм Святителя Григория Богослова. Фото: 2011 г.

Храм Святителя Григория Богослова, алтарная часть. Фото: 2011 г.

Северный фасад. Фото: 2011 г.

Храм Святителя Григория Богослова, фрагмент. Фото: 2011 г.

Храм Святителя Григория Богослова, фрагмент. Фото: 2011 г.

Вход в монастырский сад. Фото: 2011 г.

Монастырский сад. Фото: 2011 г.

Пруд на территории монастыря. Фото: 2011 г.

Фото: 2011 г.

Уцелевшие могилы. Фото: 2011 г.

Крест над могилой архитектора Горностаева. Фото: 2011 г.

Церковь св. мч. Валериана (Зубовская). Фото: 2011 г.

Памятная доска на перестроенном до неузнаваемости здании. Фото: 2011 г.

Монастырская звонница. Фото: 2011 г.

Монастырская звонница. Фото: 2011 г.

Монастырская звонница. Фото: 2011 г.

Монастырская звонница. Икона на колоколе: Св. Феодосий и Антоний Печерские. Фото: 2011 г.

Монастырская звонница, икона Богородицы, отлитая на колоколе. Фото: 2011 г.

Изображение Св. Троицы на колоколе. Фото: 2011 г.

Монастырская звонница. Фото: 2011 г.

Монастырская звонница. Фото: 2011 г.

Монастырская звонница. Фото: 2011 г.

Фото: 2011 г.

Святые врата. Фото: 2011 г.

Святые врата и Церковь св. Саввы Стратилата. Фото: 2011 г.

Фрагмент Святых врат. Фото: 2011 г.

Фрагмент Святых врат. Фото: 2011 г.

Часовня Спаса Нерукотворного образа. Фото: 2011 г.

Часовня Покрова Пресвятой Богородицы, фрагмент.


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2012


Вернуться на Главную