Лиговский канал в районе железнодорожной станции Ленинский проспект
Санкт-Петербург




Лиговский канал когда-то был самым длинным каналом Питера - 23 км. На 1858 год через него было перекинуто 36 мостов, ни один из которых не сохранился до нашего времени.

На фото: участок Лиговского канала рядом с железнодорожной станцией Ленинский проспект Балтийской железной дороги. Железнодорожные пути над нами (2021 год):

Лиговский канал, СПб

Лиговский канал получил своё название от речки Лиги на юго-западе Санкт-Петербурга (сейчас она называется Дудергофка, по Дудергофскому озеру, из которого вытекает). От этого же финского топонима происходит название нашей железнодорожной станции Лигово.
Современный Лиговский проспект Санкт-Петербурга проходит как раз по тем местам, где пролегал Лиговский канал.
Меня удивляло в детстве, что ж.д. станция Лигово находится очень далеко от Лиговского проспекта и не имеет к нему никакого отношения. И никто не мог мне объяснить, что эти названия происходят от одной речки Лиги (Дудергофки), протекающей на границе моего Красносельского и соседнего Кировского районов города.
История Лиговского канала вызывает много споров в интернете. Я назову лишь основные факты, которые лично мне видятся правдоподобными.
Прокладывался он в 1718-1721 годах. Начинаясь в районе речки Лиги, предназначался, по одним источникам, для снабжения Петербурга питьевой водой и питания фонтанов в Летнем саду, по другой - как судоходный путь для барж и плавсредств с небольшой осадкой, подвозящих бутовый камень на строительство города.
Мне версия с водопроводом нравится больше и кажется правдоподобнее. Заканчивался канал бассейном на углу улицы Некрасова (бывшая Бассейная) и Греческого проспекта.
Много пишут о наводнениях, которые якобы повредили русло и сделали Лиговский канал непригодным для фонтанов Летнего Сада. У этих слухов нет точных подтверждений. Но в конце XIX века особого значения для города канал уже не имел. Сперва в 1891-1892 годах засыпали бассейн и весь участок от него до Обводного канала. Уже в советское время (по некоторым сведениям - в 1926 году) исчез следующий фрагмент, пролегающий до Московского проспекта, а во второй половине 1960-х воду канала спустили в речку Красненькую и засыпали отрезок до Краснопутиловской улицы.

На фото: участок КАД рядом с железнодорожной станцией Ленинский проспект Балтийской железной дороги. Под ним как раз и находится Лиговский канал (2021 год):

Лиговский канал, СПб

Мы находимся под КАДом, справа виднеется решётка ограждения Лиговского канала (фото 2021 года):

Лиговский канал, СПб

Говорят, что у каждой реки и канала в Санкт-Петербурге разный орнамент решёток. Даже тут, где сохранился кусочек Лиговского канала, своя индивидуальная решётка ограждения (фото 2021 года):

Лиговский канал, СПб

Собственно, участок Лиговского канала. Он очень мелкий, но вода, как это ни странно, даже прозрачная (фото 2021 года):

Лиговский канал, СПб

Подземная часть канала в конце XX века пролегала от речки Красненькой до того места, где близко сходились пути Балтийской и Варшавской железной дороги. Здесь Лиговский канал снова выходил на поверхность. Я хорошо помню эту странную канаву, которая шла вдоль железнодорожных путей и исчезала, нырнув в очередную трубу, где-то под станцией Ленинский проспект. Дальше вода Лиговского канала шла под землёй (чего мы тогда не знали), поскольку над ней, вдоль железной дороги, выстроили обширные комплексы гаражей. Вроде и машин у населения в СССР было немного, а гаражные крыши тянулись тут на протяжении целого железнодорожного перегона, во много рядов. Частично они и по настоящее время остаются.
Ныне сохранился участок Лиговского канала от парка Авиаторов до реки Красненькой. Он исполняет дренажные функции. И ещё один небольшой участок можно увидеть в районе Ленинского проспекта, под КАДом, рядом с железной дорогой. Никуда он оттуда не делся, несмотря на возмущение некоторой части граждан, которая считает, что он в этом месте засыпан полностью.
Вот фото 07.04.2021 года. Как видите, участок канала не только сохранили, вокруг него даже сделали набережную.

Впереди, по левой стороне, виднеется спуск к воде. Не удивлюсь, если здесь когда-нибудь сделают удобный тротуар и это место официально станет прогулочным (фото 2021 года):

Лиговский канал, СПб

Спуск к воде. Над головой - КАД, впереди по ходу виднеется железнодорожная насыпь, а за ней - квартал новостроек (фото 2021 года):

Лиговский канал, СПб

Конечно, мы спустились вниз. Как видите, воды действительно немного. Зато спуск уже облюбовали любители питейных оргий (фото 2021 года):

Лиговский канал, СПб

Вещественное доказательство: стаканчик из-под крепкого напитка, который кто-то оставил стоять на краю набережной Лиговского канала, у спуска к воде (фото 2021 года):

Лиговский канал, СПб

Вся стенка на спуске расписана графити. Кто-то наверное хотел самовыразиться, или решил, что вокруг слишком серо и надо добавить красок (фото 2021 года):

Лиговский канал, СПб

Пространство под КАДом, рядом со спуском к воде. Мне такие индустриальные пейзажи нравятся, в них есть какая-то затаённая сила, рискну сказать, даже красота (фото 2021 года):

Лиговский канал, СПб

Канал ныряет в две трубы под Ленинским проспектом. Над ним видна проезжая часть и идущие по ней машины (фото 2021 года):

Лиговский канал, СПб

Уходящие от Лиговского канала колоссальные опоры, поддерживающие КАД. Даже удивительно, что сверху, над головой, проезжают тысячи машин, а под ними - кусочек некогда самого длинного питерского канала (фото 2021 года):

Лиговский канал, СПб


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2021



Вернуться на Главную