Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы при подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни
(бывшее подворье Киево-Печерской лавры)



История возникновения этого храма относится ко времени царствования императрицы Анны Иоанновны. На этом месте (до революции набережная Лейтенанта Шмидта называлась Николаевской) с 1766 года находилось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря. В здании подворья на втором этаже была устроена домовая церковь Рождества Христова.

В 1833 году архитектор А.И. Мельников повысил здание и изменил его фасад, внутри была выполнена новая роспись. В 1874 году подворье было куплено Киево-Печерской лаврой. В 1883-1884 годах храм расширили пристройкой и переделали по проекту Н.А. Мельникова. В 1893 году по проекту гражданского инженера А.М. Воробьева на углу здания выстроили часовню.

Замысел нового, трехпридельного храма принадлежал митрополиту Киевскому и Галицкому Флавиану, который пожертвовал на почин 20 тыс. руб. В 1894 году дом был разобран и на его месте в 1895 - 1897 годах по проекту гражданского инженера Василия Косякова при участии инженера Бронислава Правдзика построен нынешний храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Всех Печерских Преподобных.

Закладка церкви освящена 15 августа 1895 года архимандритом Феогностом. Освящение главного алтаря с хорами 18 декабря 1897 года осуществил митрополит Киевский Иоанникий. В храме был временно установлен иконостас из прежней подворской церкви. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году. Пятиглавый храм был рассчитан на две тысячи человек.

Своим внешним видом храм, выдержанный в русском стиле, напоминал мемориальную церковь в Борках, возведенную на месте крушения поезда Александра III. Нижняя часть здания облицована серым гранитом, верхняя - радомским песчаником и особым кирпичом. В отделке были использованы 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаика.

Новаторство автора проекта проявилось в применении пересекающихся арок, пролетом в 10 саженей, для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Фирма Оловянишникова изготовила печи из красной меди со сквозной резьбой, мастерская Фролова - наружные мозаики храма. Иконы писали сестры столичного Новодевичьего монастыря. Роспись интерьеров храма в 1902-1903 годах исполнили московские мастера Снегирев, Струнников и Яковлев под руководством академика Ф.А. Соколова. Есть мнение, что в создании настенной росписи участвовал В.М. Васнецов. В храме пребывали иконы старинного письма, переданные из Киево-Печерской лавры.

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Храм играет значительную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

После революции Успенский храм стал приходским (настоятель храма - архим. Феогност (Пашков)). С июля 1919 года, до июля 1923 года храм относился к обновленческой церкви; с 11 июля 1923 по 1927 год - к Патриаршей Церкви (настоятель в 1926 г. - архим. Гурий (Егоров В.М.)); в 1928 году стал иосифлянским, с 1929 по январь 1935 год церковь относилась к Патриаршей Церкви (настоятели: 1929 г. - архим. Феодосии (Михайловский Иван Петрович), до 22 авг. 1930 г. - архим. Трифилий (Смага Трофим Арсеньевич) (арестован), 1933 г. - Ладыгин Николай Гермогенович, 1934 - янв. 1935 гг. - архим. Владимир (Кобец Константин Демьянович)).

25 августа 1934 года президиум Леноблисполкома вынес решение о ликвидации храма и использовании его помещения под спортивный зал. 23 января 1935 года Успенская церковь была закрыта. Помещение сначала было приспособлено под склад Ленинградским военным портом. В 1956 году в нем был оборудован крытый каток с искусственным льдом. Все фрески в интерьере храма были забелены и закрашены масляной краской. Храмовую икону "Успение Божией Матери" передали в Князь-Владимирский собор.

В июне 1991 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм Успения Богородицы (бывшее подворье Киево-Печерской лавры) был передан ставропигиальному мужскому монастырю Введенская Оптина Пустынь (Святейший Патриарх Алексий являлся священноархимандритом обители).

В 1992 году богослужения шли в небольшом помещении, в котором соорудили временный храм. Прошло два года, прежде чем появилась возможность совершать литургию в южном приделе.

В конце 1993 года в церкви возобновились регулярные богослужения, еще через три года начались работы по восстановлению наружного облика здания и реставрация интерьеров.

В январе 1998 года на главном куполе здания был установлен крест. С 1997 года начались работы по воссозданию живописи церкви. В 2011 году по архивным фотографиям и чертежам был заново собран исчезнувший после 1935 года иконостас.

Сейчас на подворье есть общедоступная библиотека, в которой более 15000 книг, видео- и аудиотека. С 2010 года открыта православная Гимназия имени святого преподобного Амвросия Оптинского, с 2016 года — вечерняя четырехгодичная иконописная школа для взрослых.

Подворьем стала осуществляться работа по социальному служению и благотворительности: помощь многодетным и неполным семьям, бездомным и заключенным, престарелым людям и инвалидам. Организуются благотворительные акции, оказывается адресная помощь нуждающимся.

15 сентября 2013 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был совершен чин Великого освящения восстановленного храма Успения Пресвятой Богородицы.

Украшением служб Оптинского подворья стало пение мужского хора — ансамбля профессиональных певчих, выпускников Санкт-Петербургской консерватории. Этот богослужебный коллектив, созданный регентом Александром Семёновым в 1996 году, был призван возрождать утраченные традиции древнего монастырского пения. Благодаря тесному сотрудничеству хора с группой ученых-медиевистов многие певческие рукописи, пребывавшие в забвении в книгохранилищах монастырей и академических библиотек, вновь обрели звучание на клиросе Подворья.

С ноября 2013 года Настоятелем Оптинского подворья в Санкт-Петербурге назначен игумен Арсений (Мосалев).

На Подворье в храме Успения Пресвятой Богородицы богослужения совершаются ежедневно.
Божественная литургия — в 9:00 (часы — в 8:40). После утреннего богослужения служится лития (молитвенное поминовение усопших). В субботу — панихида.
В воскресенье, Великие и Двунадесятые праздники совершаются две Божественные литургии: ранняя в 7:00 и поздняя в 10:00 (Часы — в 9:40). По окончании поздней Литургии в воскресенье служится молебен и панихида.
Вечернее богослужение — в 17:00 (9-й час — в 16:50). Вечером в субботу всегда бывает Всенощное бдение.

Адрес: 199034, Санкт-Петербург, В.О. наб. Лейтенанта Шмидта, 27а.
Транспорт: ст. метро "Василеостровская"; авт. 128; трл. 10; трм. 37, 63.
Телефон: 8 (812) 323-74-36; 355-74-73; факс: 327-88-09.



Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Церковь Успения Пресвятой Богородицы при подворье Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни. 2009 г.

Отреставрированные купола храма. Фото 2009 года.

Так купол выглядел до реставрации. Фото 2009 года.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Фрагмент здания Успенского храма. Фото 2009 года.

Вход в Успенский храм со стороны набережной Лейтенанта Шмидта (бывшая Николаевская набережная). Фото 2009 года.

Мозаичные иконы над входом: Спаса Нерукотворенного и Архангелов. Фото 2009 года.

Старые двери, ведущие в притвор храма. Фото 2009 года.

Примыкающий к храму дом. Фото 2009 года.

Фрагмент убранства окон. Фото 2009 года.

Фрагмент фасада храма. Фото 2009 года.

Церковный дом. Фрагмент. Фото 2009 года.

Решетка на окнах цокольного этажа. Фото 2009 года.

Фрагмент фасада Успенского храма со стороны набережной Лейтенанта Шмидта. Фото 2009 года.

Фрагмент фасада Успенского храма со стороны набережной. Фото 2009 года.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Алтарная часть храма. Вероятно, в нишах должны быть иконы. Фото 2009 года.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Восточный фасад. Фрагмент алтарной части храма. Фото 2009 года.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Вид на храм Оптинского подворья со стороны набережной. Фото 2009 года.


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2009


Вернуться на Главную