Старо-Калинкин мост через реку Фонтанку
Санкт-Петербург


Старо-Калинкин мост


Старо-Калинкин мост перекинут через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Он соединяет собой Старо-Петергофский проспект и площадь Репина.

Данный мост - один из типовых башенных мостов через реку Фонтанку. Подобных мостов было несколько, и даже знаменитый Аничков мост до своей модернизации в середине XIX века относился к тому же типу. Но до наших дней в первоначальном виде сохранилось лишь два башенных моста: Старо-Калинкин мост и мост Ломоносова. Последний - практически точно такой же по внешнему виду, как Старо-Калинкин мост, но гораздо более знаменит, и красуется на многих туристических буклетах.

Старо-Калинкин мост менее известен из-за своего месторасположения. Это предпоследний мост, и перекинут он через реку перед старейшим предприятием Санкт-Петербурга - "Адмиралтейские верфи", расположенного в месте впадения реки Фонтанки в Финский залив. На данный момент "Адмиралтейские верфи" являются закрытым предприятием. Дальше Старо-Калинкина моста есть ещё Галерный мост, но его видят только работники верфей. Акватория "Адмиралтейских верфей" начинается сразу за Старо-Калинкиным мостом, и заходить в неё без особого пропуска запрещено. Поэтому большинство экскурсионных теплоходов не доходят до Старо-Калинкина моста и сворачивают немного раньше, в том месте, где в Фонтанку впадает канал Грибоедова. Именно поэтому, в отличие от моста Ломоносова, Старо-Калинкин мост менее известен.

Старо-Калинкин мост - трёхпролётный, с башнями, не разводной. Общая длина моста - 65,6 метра, общая ширина - 30 метров. Название моста пошло от небольшой финской деревни, которая на старинных картах XVII века называется Кальюла, или Каллина. С началом строительства Санкт-Петербурга это название переделали на русский лад - Калинкина.

Когда-то устье реки Фонтанки представляло собой два рукава, и в первой половине XVIII века через оба эти рукава был переброшен многопролётный деревянный мост с одним разводным пролётом. По некоторым сведениям, мост функционировал уже в 1733 году. Позднее один рукав Фонтанки был полностью засыпан и на данный момент его не существует.

В 1786-1788 годах мост был перестроен по типовому проекту мостов через реку Фонтанку. Проект Старо-Калинкина моста адаптировали к местности инженеры П.К. Сухтелен и И.К. Герард.

Мост представлял собой многопролётную переправу. Крайние своды моста были каменными, облицованы гранитными блоками и очерчены коробовыми кривыми (криволинейное перекрытие с лежачим полуовалом в сечении). Средние опоры моста были снабжены ледорезами треугольной формы. Разводной пролёт оставался деревянным, из двух полотен, которые поднимались при помощи примитивного цепного механизма. Металлические перильные ограждения между гранитными тумбами были выполнены с таким же узором, как и ограждения всей набережной реки Фонтанки. Над речными опорами были установлены гранитные башни классических пропорций, с куполами.

Мост был построен просто и надёжно, и на протяжении ближайших 105 лет ни разу не перестраивался, сохранив все свои части и детали. По некоторым сведениям, почти до конца XIX века середина моста оставалась разводной, однако в инвентарном списке 1880 года средний пролёт изображён уже постоянным, подкосной системы. Когда именно этот пролёт был перестроен - неизвестно. Кнаппе К.Ф. Калинкин мост. 1840

Наиболее точное представление о том, как именно выглядел Старо-Калинкин мост до капитальной перестройки в 1890-х годах, даёт хранящаяся в Государственном Эрмитаже картина художника К.Ф. Кнаппе. На картине можно видеть, что тротуары Старо-Калинкина моста были отделены от проезжей части высокими гранитными барьерами, с четырёх сторон въездов на мост были установлены гранитные обелиски с висящими на них фонарями, а к парапетам открылков моста вплотную пристроены гранитные скамьи. Если бы не картина Кнаппе, Старо-Калинкин мост сейчас мог выглядеть совершенно по-другому, и вот почему.

Когда в конце 1880-х годов возникла необходимость проложить через Старо-Калинкин мост трамвайную линию, расширить переправу и увеличить грузоподъёмность моста, архитектором М.И. Рылло был разработан проект, по которому мост предстояло переделать полностью. Предполагалось, что будут снесены башни моста, вместе со всеми другими элементами его художественного оформления. Для освещения моста, по проекту Рылло, предполагалось установить фонари на металлических стойках, такие же, какие устанавливались на улицах второстепенного значения. Для того, чтобы мост стал шире, тротуары нужно было вынести за габариты моста, на металлические консоли. Таким образом, мост должен был превратиться в чисто служебное сооружение, которое потеряло бы свою архитектурную ценность.

В октябре 1889 года проект был утверждён Городской управой, но по счастью, против него восстала вся архитектурная общественность города. Прошёл ряд массовых публичных выступлений в защиту исторического облика Старо-Калинкина моста, и Городская управа вынуждена была изменить своё решение. Рылло предложили сделать другой проект, который не уродовал бы старую переправу.

Пойдя на уступки, Рылло тем не менее, не отказался полностью от своего замысла изменить мост как можно сильнее. По второму проекту башни моста сохранялись, но прочие элементы декора - гранитные скамейки на фигурных кронштейнах, ограждение тротуаров, и даже обелиски с фонарями подлежали сносу. В течение 1892-1893 гг. мост перестраивался, при чём каждый этап сопровождался подробными комментариями в журнале "Неделя строителя". Именно из этого журнала можно получить сейчас точное представление, как именно проходили работы. В частности, можно узнать, что при реконструкции были полностью разобраны устои и быки моста, которые затем полностью восстанавливались заново. Арки боковых пролётов переложили в том виде, в котором они были до перестройки, а центральный пролёт перекрыла пологая циркульная арка (полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой, и сложенное так, что соприкасающиеся между собой стороны составляющих его отдельных камней расположены по направлению радиусов круга, удерживаются своим взаимным распором и передают общее давление тому и другому устою). Гранитные башни воссоздали в первоначальном виде.

Мост перестраивался ещё раз, в 1907-1908 гг. Его ещё больше расширили, но сохранили гранитные башни и парапеты на опорах. И уже в таком, перестроенном виде, мост простоял следующие полвека.

Знаменитое изображение Старо-Калинкина моста на картине Кнаппе не давало покоя Государственной инспекции по охране памятников, и в 1965 году Ленмостотрест внёс предложение вернуть Старо-Калинаину мосту его исторический облик. КГИОП поддержал эту инициативу, и Ленинградским реставрационным мастерским было предложено осуществить работы по восстановлению моста. Проект был составлен архитектором И.Н. Бенуа, который использовал в качестве образца картину Кнаппе.

В ходе реставрационных работ были заново изготовлены утраченные элементы декора Старо-Калинкина моста, и в конечном итоге его внешний вид стал таким же, каким был ещё в 1840-х годах, когда его изобразил на своём полотне художник. Надо отдать должное И.Н. Бенуа и группе советских исследователей, которым пришлось провести сложное историческое исследование, чтобы восстановить облик моста. Всё-таки по картине можно было понять, как он выглядел, только в общих чертах.

Современный мост имеет все элементы декора, которыми он был украшен изначально. Восстановлены гранитные барьеры, которые отделяют проезжую часть от тротуара и заканчиваются фигурными торцами и круглыми гранитными предохранительными столбиками. Установлены гранитные обелиски с фонарями, на парапетах открылков моста снова появились гранитные скамьи. Уже в 1969 году позолотили металлические декоративные детали моста, а в 1986-1987 гг., в ходе очередной реставрации, установлены памятные доски на башнях, с датами начала и окончания строительства ("Н. 1786", "О. 1788"), а так же воссозданы в первоначальном виде стойки с фонарями. Автор проекта - архитектор В.М. Иванов.

Поблизости от моста можно так же увидеть несколько интересных достопримечательностей.

На правом берегу располагается площадь Репина (ограничена проспектом Римского-Корсакова, Лоцманской улицей, Садовой улицей и набережной реки Фонтанки). Эта площадь сформировалась в 1760-е годы и первоначально называлась Калинкиной, или Калинкинской. Именем Репина площадь была названа в 1952 году. Мотивировано переименование тем, что с 1882 по 1895 год в одном из домов, выходящих на площадь, жил художник И.Е. Репин.

На площади, ближе к Старо-Калинкину мосту, сохранился один из верстовых мраморных столбов, установленный в 1772 году по проекту А. Ринальди, и указывающий расстояние до Петергофа. Он указывает на начало Петергофской дороги. На этом столбе до конца XIX века имелась памятная доска, установленная около 1780 года. Здесь, в июне 1762 года, во время дворцового переворота, Екатерине II присягнули на верность солдаты и офицеры Измайловского полка.

В центре площади располагается сквер, устроенный на деньги купца Г.М. Ландрина во второй половине XIX века.

Пл. Репина, дом 1, - большое кирпичное здание с башней. Это здание, в котором в настоящий момент располагается Факультет Повышения Квалификации Санкт-Петербургского университета МВД России (факультет образован в 1998 году).

Факультет занимает бывший съезжий дом 4-й Адмиралтейской (Коломенской) части, построенный в 1849-1851 гг. Автор проекта - Р.А. Желязевич. Двумя другими фасадами здание выходит на наб. реки Фонтанки (дом 201), и наб канала Грибоедова (дом 139). Здание выстроено из кирпича, в стиле итальянских палаццо, с башней, типичной формы для этих итальянских дворцов.

Учебное заведение в этом здании было образовано в 1905 году, когда Попечительским Советом от Думы было принято решение о создании курсов пожарных техников. В целом. здание несомненно имеет сходство с пожарной частью. Башня может исполнять функцию смотровой вышки, а огромные ворота на фасаде здания позволяют въезжать и выезжать большим пожарным каретам или машинам.

Выше Старо-Калинкина моста по течению реки Фонтанки, в месте впадения в неё канала Грибоедова, перекинут Мало-Калинкин мост.

Если рассматривать окрестности, стоя на мосту и повернувшись лицом к месту впадения в Фонтанку канала Грибоедова, можно увидеть ещё два интересных дома. Оба они будто бы вплывают в кадр, подобно кораблям.

Левый дом (наб. канала Грибоедова, № 178/129) - бывший доходный дом М.М. Греховой, построенный в 1910 году по проекту архитектора А.И. Стюнкеля. Этот доходный дом на пересечении Садовой улицы и канала Грибоедова расположен на треугольном участке земли, который и продиктовал форму здания, центром композиции которого является острый угол, подчёркнутый эркером. Эркер (нем. Erker - фонарь) - архитектурный элемент здания, представляет из себя часть внутреннего объема здания, вынесенную за плоскость фасадных стен, обычно в виде закрытого балкона. Может иметь полукруглую или многогранную форму.

Фасад доходного дома украшен пилястрами (итал. pilastro, - вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну) и маскаронами (фр. mascaron, итал. mascherone, - вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного).

В доме М.М. Греховой в 1922 году, в квартире № 4, жил известный историк Е.В. Тарле.

Следующий "вплывающий" в кадр дом пренебрежительно называется "Дом-утюг на Садовой". На самом деле, это доходный дом В.Г. Кудрявцевой, построенный в 1911-1912 гг. архитектором В.В. Шаубом. По проекту этот дом был декорирован в стиле неоклассицизма, но заказчица проекта в целях экономии отказалась от всей отделки, оставив фасады дома голыми.

Если смотреть вверх по течению реки Фонтанки, то на горизонте можно увидеть купол Свято-Троицкого Измайловского собора. А если продолжать поворачиваться по часовой стрелке и окинуть взглядом левый берег реки Фонтанки, то первое, что мы увидим слева от Старо-Калинкина мосту - это здание главного корпуса Адмиралтейского госпиталя Императора Петра Великого (Калинкинский военно-морской госпиталь), наб реки Фонтанки, дом 156. Госпиталь располагается в бывших Морских казармах, построенных в 1845-1853 гг. по проекту военного инженера Михаила Александровича Пасыпкина. Здание адаптировано под госпиталь в 1880-м году. В 1930-х к зданию пристроен третий этаж.

Справа от Старо-Калинкина моста, между Старо-Петергофским проспектом и набережной реки Фонтанки расположен сквер с фонтаном.

На Старо-Калинкин мост удобнее всего добираться с левого берега, от станции метро "Нарвская", пройдя чуть меньше двух километров по Старо-Петергофскому проспекту.



Старо-Калинкин мост

Старо-Калинкин мост. Фото 2008 г.

Старо-Калинкин мост

Башня Старо-Калинкина моста, справа на переднем плане - гранитная скамья для сидения. Фото 2008 г.

Старо-Калинкин мост

Башня Старо-Калинкина моста. Фото 2008 г.

Старо-Калинкин мост

Цепь башни Старо-Калинкина моста и набережная реки Фонтанки. Фото 2008 г.

Старо-Калинкин мост

Башня Старо-Калинкина моста. Фото 2008 г.

Крепление цепей на мосту. Фото 2008 г.

Старо-Калинкин мост

Фрагмент башни и цепи. Фото 2008 г.

Вид со Старо-Калинкина моста на бывшие доходные дома М.М. Греховой и В.Г. Кудрявцевой. Фото 2008 г.

Вид со Старо-Калинкина моста на реку Фонтанку. Фото 2008 г.

Вид сквозь колонны башни моста. Фото 2008 г.

Река Фонтанка, справа начинаются Адмиралтейские верфи. Фото 2008 г.

Адмиралтейские верфи. Фото 2008 г.

Адмиралтейские верфи и башни Старо-Калинкина моста. Фото 2008 г.

Адмиралтейские верфи и башня Старо-Калинкина моста. Фото 2008 г.

Старо-Калинкин мост

Башня Старо-Калинкина моста. Фото 2008 г.

Башни Старо-Калинкина моста. Фото 2008 г.

Река Фонтанка, вид со Старо-Калинкина моста. Впереди виден Английский мост (пешеходный). Фото 2008 г.

Место впадения канала Грибоедова в реку Фонтанку. Мало-Калинкин мост и бывшие доходные дома М.М. Греховой и В.Г. Кудрявцевой. Фото 2008 г.

Место впадения канала Грибоедова в реку Фонтанку. Мало-Калинкин мост и бывшие доходные дома М.М. Греховой и В.Г. Кудрявцевой. Фото 2008 г.

Дом, вплывающий в канал, как корабль. Фото 2008 г.

Место впадения канала Грибоедова в реку Фонтанку. Мало-Калинкин мост и бывшие доходные дома М.М. Греховой и В.Г. Кудрявцевой. Фото 2008 г.

Фрагмент Старо-Калинкина моста и фрагмент здания бывших курсов пожарных техников, ныне - помещение Факультета Повышения Квалификации Санкт-Петербургского университета МВД России. Фото 2008 г.

Старо-Калинкин мост

Старо-Калинкин мост и набережная реки Фонтанки. Фото 2014 г.

Старо-Калинкин мост

Старо-Калинкин мост и набережная реки Фонтанки. Фото 2014 г.

Старо-Калинкин мост

Старо-Калинкин мост и набережная реки Фонтанки. Фото 2014 г.

Старо-Калинкин мост

Старо-Калинкин мост и набережная реки Фонтанки. Фото 2014 г.

Старо-Калинкин мост

Здание военно-морского госпиталя (слева на набережной) и Старо-Калинкин мост. Фото 2014 г.

Старо-Калинкин мост

Старо-Калинкин мост. Вид с Мало-Калинкина моста. Фото 2014 г.

Старо-Калинкин мост

Старо-Калинкин мост. Вид с Мало-Калинкина моста. Фото 2014 г.

Бывшее здание курсов пожарных техников, ныне - помещение Факультета Повышения Квалификации Санкт-Петербургского университета МВД России. Фото 2008 г.

Фрагмент бывшего здания курсов пожарных техников. Видны ворота, через которые должны были выезжать пожарные кареты. Фото 2008 г.

Бывшее здание курсов пожарных техников со стороны площади Репина (слева - набережная канала Грибоедова). Фото 2008 г.


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2018


Вернуться на Главную