Новая Голландия
Санкт-Петербург


Новая Голландия


Новая Голландия - два рукотворных острова в дельте Невы, в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Общая площадь островов - 7,8 га, они ограничены рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами.

Россия в период Северной войны со шведами (1700-1721 гг.) остро нуждалась в морском военном флоте. Для строительства судов 5 ноября 1704 года началось сооружение Адмиралтейской верфи. Для бесперебойной работы верфи следовало поблизости от неё иметь запас подготовленного леса.

Первоначально "Голландией" в Петербурге называлось место около Адмиралтейства, где были устроены склады корабельного леса. Для осушения местности и удобства подвозки бревен с Невы на лесной склад в 1717-1720 годах от Невы до Мойки был выкопан канал, названный в честь подрядчика Крюковым. Одновременно подрядчиками-голландцами Г. фон Болесом и Д. фон Эрштом был прорыт канал от Мойки к Адмиралтейству. Он назывался Ново-Адмиралтейским, впоследствии был частично засыпан (находился на месте нынешнего Конногвардейского бульвара). Ново-Адмиралтейский канал, ставший теперь примерно в два раза короче, сейчас называется просто Адмиралтейским. После создания двух каналов между Невой и рекой Мойкой склады были перенесены на образовавшийся остров.

На острове по указанию Петра I был построен деревянный дворец, в котором царь отдыхал при посещении располагающегося рядом Галерного двора. От Адмиралтейства к этой верфи вниз по Неве вела Галерная улица. Окружающая местность напоминала ему Голландию, поэтому дворец стали называть "Голландским домиком", а остров - Новой Голландией. Вокруг дворца были высажены плодовые деревья, для осушения местности выкопали небольшой прямоугольный пруд. Так как островок и берега каналов использовались для хранения корабельного леса, эту территорию вскоре из Дворцовой конторы передали в ведение Адмиралтейств-коллегии.

Кроме того, Новая Голландия - это первый военный порт России, который был основан по указу Петра I 21 сентября 1721 года.

19 февраля 1731 года главный архитектор Адмиралтейских строений И.К. Коробов получил приказ строить на Новой Голландии деревянные склады для хранения корабельного леса Строения должны были располагаться по периметру острова. В складах хранились корабельные леса и оборудование для строительства и ремонта судов. Строительство началось летом 1732 года и завершилось к 1738 году, когда по периметру острова было построено 7 складов. Островок "Новая Голландия" был низким и сырым и потому к 1750-м годам деревянные склады стали гнить, обветшали, а затем были снесены. К тому же места стало не хватать и было решено провести комплексную реконструкцию острова: были укреплены берега, засыпаны низины и срублены деревья, чтобы не мешать свободной циркуляции воздуха в складах. Деревянные постройки были заменены на каменные. Следовало также учитывать, что город разрастался и теперь его окружали жилые строения.

Архитектор Савва Иванович Чевакинский, ученик Ивана Коробова, ещё в феврале 1750 года подал в Адмиралтейств-коллегию предварительные общие планы новых складов, а также смету. Однако первоначально разработанные два варианта проектов, один - 1752 года и другой - 1763-го, не получили реализации. Принципиально новым в техническом и технологическом отношении стал третий проект С.И. Чевакинского, относящийся к 1765 году. Но только в октябре 1763 года Чевакинскому было поручено составление детального плана всех работ. В 1765 году С.И. Чевакинский представил проект, предусматривавший хранение брёвен по новой "голландской" технологии - стоймя с небольшим наклоном. Таким образом, удалось увеличить вместимость складских помещений и избежать гниения дерева. Складской комплекс был рассчитан на хранение леса для 15 кораблей. Из-за новой технологии хранения леса изменилась и архитектура строений: внутренние отсеки сараев для сушки древесины стоймя были образованы мощными столбами с контрфорсами и арками, связывающими их в единую и достаточно прочную конструктивную систему. На контрфорсы опирались деревянные решетки, к которым прислонялись стволы деревьев. В результате каждый отсек, представляющий как бы ажурную клетку для древесины, напоминал конус, обращенный вершиной к деревянному настилу на земле.

Проектом предусматривалось отдельное хранение высоких, средних, коротких и ветвистых деревьев. С обоих сторон: со стороны водных путей и со стороны двора проектировались пологие деревянные помосты для втаскивания деревьев в сараи. Внутренний двор должен был стать важным технологическим пространством, а внутренняя гавань и каналы - коммуникационными путями.

Строительство каменной Новой Голландии началось весной 1765 года. Работами руководил инженер И. Герард. Здания вновь были построены по периметру острова. Они создавались в формах раннего классицизма из красного кирпича и лишены обычной для того времени штукатурной отделки.

Вырытый ещё при Петре I пруд превращался в прямоугольный бассейн, который становился шире, соединялся с Мойкой и Крюковым каналами двумя протоками для прохода барок шириной 8,6 метров. Таким образом, Новая Голландия была разделена на два острова - Коломенский и Покровский. Оба протока предполагалось перекрыть высокими красивыми арками.

В 1788 строительство по предыдущему проекту было прекращено - Чевакинский вышел в отставку, по слухам, он впал в немилость у Императрицы Екатерины II. Далее к работам привлекли французского архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота. Отделку фасадов производили уже в соответствии с его проектом. Работами руководил архитектор М. Ветошников. К осени 1784 года были возведены склады вдоль Мойки. В дальнейшем строительство шло с перерывами. В начале XIX века склады со стороны двора были надстроены вровень с внешним фасадом. Лишь в 1848-1849 годах было окончено строительство корпуса на углу Адмиралтейского и Крюкова каналов. Берег острова со стороны Адмиралтейского канала был обнесён стеной. Корпус на углу Адмиралтейского и Крюкова каналов был окончен лишь в 1848-1849 годах.

Арка Новой Голландии

Валлен-Деламот автор и знаменитой классицистической арки, переброшенной через канал, который соединяет внутренний бассейн ("Ковш") с Мойкой. Арку Новой Голландии, начали строить осенью 1770 года. Основные работы по возведению закончены в конце 1779 года, однако часть работ продолжалась до 1787 года. Это - редкое сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита. На мощном цоколе, сложенном из тесаных квадратов красновато-серого гранита, высятся массивные кирпичные пилоны арки. Со стороны Мойки их почти скрывают гигантские парные колонны тосканского ордера. Сами колонны собраны из гранитных блоков, а их основания и капители вырублены из гранита. Высота арки - 23 метра, ширина пролёта - немного более 8 метров. Каждый из складывающих арку гранитных блоков весит до 4 тонн.

Высота каменных складов по мере приближения к арке Новой Голландии незаметно увеличивается. Всего на острове 26 складских корпусов, их длина составляет 260 метров.

План строительства арки по Крюкову каналу так и остался неосуществленным из-за начала войны с Турцией и Швецией в 1788-1789 годах.

Арестантская башня

В 1828 году на территории Новой Голландии по проекту архитектора военного ведомства А.Е. Штауберта на западной стрелке острова было построено трехэтажное кольцеобразное в плане здание морской тюрьмы, которое автор называл арестантской башней. Считается, что здание выстроено по образцу тюрьмы в английском Осборне. Первый этаж "башни" был занят тюремной охраной, арестантской кухней, пекарней и кладовыми. На втором и третьем этажах были камеры, рассчитанные на размещение 250 заключенных на каждом этаже.

Рядом с ней в середине XIX века по проекту военного инженера Пасыпкина выстроили кирпичное одноэтажное дугообразное здание кузницы.

Церковь свт. Николая Чудотворца при Военно-морской исправительной тюрьме

21 февраля 1831 года в здании морской тюрьмы была освящена церковь рассчитанная на 100 человек.

Иконостас был выполнен на парусине, из различных кораблей для храма было собрано большое количество старинных икон и серебряная утварь для храма.

В 1858 - 1864 годах церковь была приписана к Адмиралтейскому собору. Но после ремонта и повторного освящения 27 декабря 1864 года храм снова стал тюремным. В нём был сделан новый одноярусный иконостас белого цвета с позолотой.

В начале 1916 года, после перестройки второго, этажа тюрьмы, на котором находилась церковь, она была значительно уменьшена, а 22 августа при настоятеле отце Василии Васильевиче Мудролюбове управление военного порта временно закрыло ее, заняв помещение для своих нужд.

В 1918 церковь была окончательно закрыта коммунистической властью, а в феврале следующего года полностью ликвидирована.

Опытовый бассейн

В 1893 в Новой Голландии был построен Опытовый бассейн, для испытания моделей кораблей и исследования проблемных вопросов кораблестроения на острове был сооружен крытый Опытовый бассейн глубиной три метра. Заведующим этим бассейном с 1 января 1900 года был назначен А.Н. Крылов, будущий академик. Он возглавил проводившиеся в 1900-1908 года в бассейне исследования моделей различных судов, в том числе и крейсера "Аврора". Уже в то время Крылов разработал теорию корабля, его устойчивости и плавучести.

Радиостанция

В 1915 году в "Новой Голландии" для Главного Морского Штаба фирмой "Русское общество беспроволочных телеграфов и телефонов" (РОБТиТ) была построена искровая радиостанция с вращающимся разрядником по системе Семена Моисеевича Айзенштейна. Это была самая мощная на тот момент в России радиостанция морского штаба. Для радиостанции было выстроено специальное трехэтажное кирпичное здание на берегу протока, выходящего в Крюков канал (здание, к сожалению, не сохранилось).

Советское время

В советское время Новая Голландия была закрытой зоной, на ее территории располагались склады Ленинградской военно-морской базы. В XХ веке в Опытовом бассейне было произведено первое тестирование русских подводных лодок, линкоров и линейных кораблей. Берега каналов вокруг Новой Голландии сильно заросли сначала бурьяном и кустарниками, а потом и деревьями, но они не расчищались, видимо для дополнительной" маскировки" закрытого объекта от глаз туристов и просто любопытных. В летнее время Новая Голландия производила впечатление огромного беспорядочного куста зелени.

Современное состояние

На начало XXI века комплекс состоял из нескольких десятков объектов, 11 из них - памятники федерального значения.

В начале 2000-х годов директор Мариинского театра Валерий Гергиев просил передать остров в городскую собственность чтобы разместить там новую сцену театра, но и в этом было отказано.

В начале XXI века администрация Санкт-Петербурга, которой в 2004 были переданы права на остров, объявила тендер на реконструкцию острова. В 2006 году в конкурсе на реконструкцию "Новой Голландии" победило ООО "СТ «Новая Голландия»" Шалвы Чигиринского и Игоря Кесаева. По их заказу архитектурное бюро Нормана Фостера разработало проект создания многофункционального комплекса, включающий театры, конференц-залы, галереи, гостиницу и рестораны. Однако проект не осуществился.

24 декабря 2004 в "Новой Голландии" произошел пожар, уничтоживший часть строений (выгорело около 3 тыс.м2 складов). Пожар нанес историческому острову серьёзный урон: большинство построек Новой Голландии пришло в плачевное состояние. Было заявлено, что инвестору позволят снести постройки конца XIX века, поскольку они не представляют большой ценности.

В результате подготовки к реализации проекта в августе-сентябре 2006 года были уничтожены все строения ансамбля кроме тех, что официально числились памятниками культуры. Среди утраченного: Крыловский Опытовый бассейн, лаборатория, в которой работал Д.И. Менделеев и оборудованная в годы Первой мировой войны радиостанция, сыгравшая важную роль в информационной войне, которую вели в октябре 1917 года большевики с генералом П.Н. Красновым.

В 2010 году конкурс на реконструкцию "Новой Голландии" выиграла компания Романа Абрамовича. Согласно условиям выигранного тендера за 7 лет компания должна вложить в реконструкцию Новой Голландии 12 миллиардов рублей.

Весной 2011 года компания ООО "Новая Голландия Девелопмент", совместно с Фондом "Айрис" и The Architecture Foundation, объявила о начале конкурса архитектурных проектов для острова.

16 июля 2011 года впервые почти за 300 лет Новая Голландия открылась для посетителей.

Летом 2012 года посетители "Новой Голландии" могли отдыхать на Рыночной площади между зданием Кузни и прудом. Тут работали пекарня, кафе, библиотека, концертный зал, органический огород, магазин фермерских продуктов, арт-галерея, кружок любителей настольного тенниса, площадка для велотриала и паркура.

Планируется до 2017 года завершить реконструкцию и реставрацию острова. Проектом занимается дочерняя компания "Миллхауса" - "ООО Новая Голландия Девелопмент". Компания вложит в проект до 12 млрд рублей.

Адрес: Набережная Адмиралтейского канала, 2; Мойки р. наб., 103.
Дополнительную информацию можно получить по телефону +7 (812) 456-76-37.

Вблизи от Новой Голландии расположены Матвеев, Краснофлотский, Поцелуев и Храповицкий мосты, новое здание Военно-морского музея, Музейно-выставочный центр "Петербургский художник".



Новая Голландия

Вид на Новую Голландию с набережной Крюкова канала. Слева на фото перед Новой Голландией виднеется Матвеев мост (пешеходный и автомобильный, трёхпролётный) соединяет Коломенский и Казанский острова через Крюков канал в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Вид на Новую Голландию со стороны пересечения реки Мойки и Крюкова канала.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Вид на Новую Голландию со стороны пересечения реки Мойки и Крюкова канала.
Фото: 2012 год.

Река Мойка. Слева - Матвеев мост, справа - кусты Новой Голландии.
Фото: 2012 год.

Матвеев мост.
Фото: 2012 год.


Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Стены Новой Голландии.
Фото: 2012 год.

Краснофлотский мост (пешеходный, однопролётный) соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Фото: 2012 год.

Фонари Краснофлотского моста.
Фото: 2012 год.

Краснофлотский мост.
Фото: 2012 год.

Краснофлотский мост.
Фото: 2012 год.

Поцелуев мост (однопрлётный, автомобильный, пешеходный, трамвайный) мост через реку Мойку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяющий Казанский и 2-й Адмиралтейский острова.
Фото: 2012 год.

Поцелуев мост. За ним виден купол Исаакиевского собора
Фото: 2012 год.

Поцелуев мост через реку Мойку.
Фото: 2012 год.

Памятный замочек.
Фото: 2012 год.

Река Мойка.
Фото: 2012 год.

Вид с Поцелуева моста на Крюковские казармы.
Фото: 2012 год.

Крюковские казармы Флотского экипажа. Арх. И.Д. Черник. 1844-1846 гг.
Фото: 2012 год.

Решетка набережной реки Мойки.
Фото: 2012 год.

Набережная Крюкова канала и Новая Голландия.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Стены Новой Голландии.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Ново-Голландский канал делящий Новую Голландию на два острова.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Канал на остров Новая Голландия.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Канал на остров Новая Голландия.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Крюков канал, набережная и стены Новой Голландии.
Фото: 2012 год.

Крюков канал, спуск к воде.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Вид на Новую Голландию с площади Труда.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Состояние внутренней территории острова на 14 мая 2012 года.

Первый мост Круштейна через Адмиралтейский канал (до 1836 - мост Новой Голландии в 1836-1846 Голландский, до 1922 - Ново-Голландский). Существующий металлический мост балочной конструкции сооружён в 1939 году. Мост капитально отремонтирован с заменой пролётного строения в 2000 году.
Фото: 2012 год.

Второй мост Круштейна через Адмиралтейский канал (в 1836 - Чугунный). Носит имя К.Я. Круштейна (присвоено в 1950-е годы по существовавшему в то время наименованию канала). Существующий железобетонный мост рамной конструкции с гранитной облицовкой создан в 1958-1959 году. Архитектор Л.А. Носков.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Арестантская башня, вид со стороны через Адмиралтейского канала. На переднем плане - второй мост Круштейна.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Новая Голландия, западная стрелка. Место впадения Адмиралтейского канала в реку Мойку.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Новая Голландия со стороны реки Мойки.
Фото: 2012 год.

Река Мойка.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Новая Голландия со стороны реки Мойки. Справа - Арестантская башня.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Набережная реки Мойки, слева - Новая Голландия.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Река Мойка и Арестантская башня Новой Голландии.
Фото: 2012 год.

Набережная реки Мойки, спуск к воде.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Арка Новой Голландии.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Арка Новой Голландии.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Арка Новой Голландии.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Стены и арка Новой Голландии.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Стены Новой Голландии и многолетние деревья, подтачивающие их своими корнями.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Стены Новой Голландии.
Фото: 2012 год.

Новая Голландия

Юго-западная стрелка Новой Голландии.
Фото: 2012 год.

Река Мойка на месте пересечения её Крюковым каналом. Слева - фрагмент Краснофлодского моста, справа - Матвеев мост, находящийся напротив Юго-западной стрелки Новой Голландии.
Фото: 2012 год.


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2013


Вернуться на Главную