Набережная Лейтенанта Шмидта
Васильевский остров, Санкт-Петербург
(Часть I. Взгляд на Неву)



Набережная начинается от Благовещенского моста, продолжает Университетскую набережную и простирается до 23 линии Васильевского острова. Протяженность набережной составляет 1367 метров.

Первое ее название - Набережная линия (от Менделеевской линии до 22-й линии, включая часть современной Университетской наб.) - существовало до середины 1760-х годов. Иногда данная набережная упоминалась как Большая набережная (1764 г.) или Набережная перспектива (1766 г.). С 1770 по 1801 год она называлась Кадетской набережной или же Кадетской Набережной линией в честь Сухопутного шляхетного кадетского корпуса, который располагался в Меншиковском дворце (Университетская наб., 15). В конце XVIII века данная набережная простиралась до здания Двенадцати коллегий, т.е. охватывала и участок современной Университетской набережной. В начале XIX века набережную называли просто набережной Большой Невы.

Благовещенский мост - первый постоянный мост, построенный через Неву. Ранее, с 1850 по 1855 год, мост тоже назывался Благовещенским так как вёл к Благовещенской пощади (ныне площадь Труда), на которой стояла уничтоженная в советское время (1927 г.) Благовещенская церковь лейб-гвардии Конногвардейского полка. В мае 1853 года на северном быке моста, близ въезда с Васильевского острова была заложена часовня Святителя Николая, покровителя путешественников и моряков (арх. А.И. Штакеншнейдер), освященная через год. С 1855 по 1918 мост стал называться Николаевскими, набережная с 16 апреля 1887 года также стала именоваться Николаевской.

Часовня после революции была закрыта и снесена весной 1930 года. В 1918 году мост, а в 1923 году набережную переименовали в честь Лейтенанта Шмидта, усердно делавшего революцию довольно далеко от Питера - в Севастополе. В 2007 мосту вернули историческое название, набережной - нет.

Ещё до облицовки гранитом парапетов, у набережной стояли многочисленные суда. Швартовались и суда пассажирские, отправлявшиеся от пристани между 7-й и 11-й линиями на Кронштадт, Гельсингфорс и Стокгольм. Напротив Морского корпуса у каменного парапета была стоянка учебных парусников.

Работы по устройству гранитной набережной начались параллельно со строительством Благовещенского моста. Первоначальный проект работ был составлен в 1842 году строителем моста С.В. Кербедзом и инженером А.А. Серебряковым 2-м. Проект был рассмотрен в 1844 и утверждён в 1847 году.

Вся набережная задумывалась как большая пристань, разделённая на пять участков, в соответствии с "местными потребностями". Участок, ближайший к мосту, в виде плавного съезда, строился как причал для судов, ожидающих проводки. Рядом с мостом была спланирована площадь, позже названная площадью Трезини. Для её создания, также как и для создания набережной, берег расширили на 26 метров. Таким образом, стенка набережной оказалась достаточно далеко от первоначального берега, что обеспечило достаточную глубину для судов. Никаких ограждений здесь не предусматривалось, берег оборудовался причальными тумбами. На набережной были сделаны два гранитных лестничных спуска: первый - напротив бывшего Морского кадетского корпуса, второй - у Горного института. Все спланированные работы были завершены к 1854 году, хотя их планировали закончить на четыре года ранее.

В 1859 году на набережной Лейтенанта Шмидта появилась первая в Санкт-Петербурге конно-железная дорога. Она служила для перевозки грузов от пристаней к Таможне. Дорога просуществовала до 1881 года. После постройки морского канала и переноса портовой деятельности на Гутуевский остров, конно-железная дорога потеряла всякое коммерческое значение.

В 1870-1873 годах возле спуска набережной напротив Морского кадетского корпуса (дом № 17) был установлен памятник адмиралу И.Ф. Крузенштерну, одному из самых известных выпускников и руководителей этого учебного заведения (проект скульптора И.Н. Шредера и арх. И.А. Монигетти). Бронзовый монумент у спуска к Неве - пример мемориальной скульптуры периода эклектики. Николаевский мост

При прокладке на набережной трамвайной линии в 1906 году возле Николаевского моста был построен павильон общественного туалета (ныне - кафе) (Арх. А.Соколов).

По другим сведениям, построен был вовсе не туалет, а водопойная колонка для обслуживания конок и извозчиков, что подтверждается и изображением на антикварной открытке (справа). Туалетом это здание стало лишь в советское время.

В 1922 году именно с этой набережной отчаливал знаменитый "философский" пароход, увозивший высланных из страны мыслителей, неугодных советской власти. Пароходов было два: "Oberburgermeister Haken" (29-30 сентября) и "Prussia" (16-17 ноября). В память об этом событии попечением Санкт-Петербургского философского общества 15 ноября 2003 года на набережной установлен мемориальный камень - гранитная доска с надписью: "С этой набережной осенью 1922 года отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки" (проект арх. А.В. Сайкова).

В 1956-1957 годах был сооружен верхний ярус набережной, соединенный с нижним гранитными лестницами (по проекту инженера Б.Б. Левина и архитектора Л.А. Носкова). Здесь появился бульвар и чугунная ограда на гранитных столбах. В доме №11-13 в 1950-х годах работал Морской вокзал.

Берег вдоль набережной Лейтенанта Шмидта и в настоящее время продолжает использоваться для стоянки судов.



Наб. Лейтенанта Шмидта

Наб. Лейтенанта Шмидта

Вид с набережной Лейтенанта Шмидта на Исакиевский собор.

Наб. Лейтенанта Шмидта

На другом берегу Невы - часовня в память храма Спаса-на-водах.

Наб. Лейтенанта Шмидта

Памятник адмиралу И.Ф. Крузенштерну.

Наб. Лейтенанта Шмидта

Наб. Лейтенанта Шмидта

Перекресток набережной и 8-9 линии. Дом Воронина. Сейчас Институт русского языка и культуры (ИРЯК) Наб. Лейт. Шмидта, 11.

Наб. Лейт Шмидта, 9 (красный), дом № 7 и дом Умновой №5 (фрагмент).

Наб. Лейтенанта Шмидта

Фрагмент Благовещенского моста.

Каменное здание слева на фотографии это - водопойная колонка (до революции) / туалет (советское время) / кафе (настоящее время).

Набережная Лейтенанта Шмидта.


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2011


Вернуться на Главную