Варшавский мост через Обводный канал
Санкт-Петербург


Варшавский мост


Варшавский мост — это автомобильный и пешеходный арочный мост через Обводный канал в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Он соединяет Безымянный остров и левый берег Обводного канала. Находится в створе Измайловского проспекта.

Рядом с мостом расположена Церковь Воскресения Христова и здание бывшего Варшавского вокзала, по которому и возникло название моста. Выше по течению находится Ново-Московский мост, ниже — Митрофаньевский мост. Ближайшая станция метрополитена — «Балтийская» (500 м).

Варшавский вокзал Петербурго-Варшавской железной был построен в 1852—1853 годах. К 1860 году напротив него находился временный деревянный мост.

Первоначально предполагалось соорудить два моста: один против двора отходящих поездов, другой — у двора прибывающих поездов. В 1862 году был построен деревянный мост балочно-подкосной системы напротив двора отходящих поездов. Он располагался немного выше по течению от оси современного Варшавского моста.

В 1869—1870 годах Обществом Российских железных дорог был построен однопролётный стальной арочный мост на каменных опорах отверстием 21,7 м и шириной 22,1 м (проект инженера Н.С. Серебренитского).

На Варшавском мосту впервые в Петербурге были применены не чугунные, а клепанные стальные конструкции из сварного железа. Пролетное строение представляло собой двухшарнирную арку постоянного двутаврового сечения с надарочными сквозными конструкциями из прогонов на стойках и поперечных балках. Длина моста составляла 36 метров, ширина – 22,1 метра.

В 1876 году мост был расширен на 4,6 м для прокладки двойного пути конной железной дороги (конки).

В 1908—1910 годах из-за прокладки трамвайных путей потребовалась реконструкция: ширина моста увеличилась с 22,1 до 30,6 м (без изменения конструктивного решения пролёта). Проект переустройства моста (включая проект временного моста) был разработан инженерами-мостостроителями Анджеем Павловичем Пшеницким (1869—1941, автором Дворцового моста в Санкт-Петербурге) Вячеславом Андреевичем Берсом (1861—1907) и И.П. Стацевичем. Работы по перестройке моста производились инженером Н.Н. Баклановским. На время производства работ для сохранения экипажного движения был возведён временный деревянный мост. Проезжая часть моста была расширена до 30,6 метров за счет выноса тротуаров на консоли, длина осталась той же.

В 1954 году был выполнен ремонт гранитных парапетов на устоях моста.

В 1983 году произведен капитальный ремонт проезжей части с заменой гидроизоляции и установкой парапетного ограждения проезжей части.

В 1992 году распоряжением мэра Санкт-Петербурга (Собчак, Анатолий Александрович) от 30.01.1992 № 108-р «О взятии под охрану недвижимых памятников градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга и пригородов» Варшавский мост был признан объектом культурного наследия регионального значения. Рег. № 781711205490005 (ЕГРОКН), объект № 7802252000.

К началу 2000-х годов металлоконструкции пролётного строения пришли в неудовлетворительное состояние. С ноября 2006 года по август 2007 года произведён капитальный ремонт моста. Работы вела компания ООО «Ризалит». В ходе ремонта были полностью заменены верх пролётного строения, вспомогательные и поперечные балки. С моста были демонтированы трамвайные пути, расширена проезжая часть. На время ремонта был сооружен временный пешеходный мост ниже по течению. Для пешеходов мост был открыт 18 июня 2007 года, автомобильное движение открылось 24 августа. Стоимость ремонта составила около 145 млн рублей.

Конструкция моста

Мост однопролётный металлический арочный. Пролётное строение состоит из металлических двухшарнирных арок постоянного двутаврового сечения (сечение, близкое по форме к букве «Н») с надарочными сквозными конструкциями из прогонов на стойках и поперечных балок между ними.

Пролетное строение по конструктивной схеме подобно 1-Садовому, Поцелуеву, Пантелеймоновскому и Введенскому мостам.

Опоры, вынесенные в канал, облицованы путиловским известняком, с разделкой гранитом.

Длина моста составляет 38,2 м, ширина — 30,6 м.

Проезжая часть моста включает в себя 6 полос для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части — литой асфальтобетон, тротуаров — гранитные плиты (на открылках) и асфальтобетон. В центре моста устроен островок безопасности, вымощенный плиткой, хотя пешеходных переходов к нему нет. Тротуар отделен от проезжей части высоким гранитным поребриком.

Перильные ограждения представляют собой металлическую решетку с геометрическим рисунком, разбитую металлическими же квадратными тумбами на восемь секций.

Устои бутовой кладки, облицованные известняковой плитой, выдвинуты в русло канала. На открылках устоев установлены гранитные парапеты. На них местами видны следы от осколков снарядов, оставшиеся со времен блокады.



Варшавский мост 2006

Варшавский мост в 2006 году, до ремонта. За мостом виден угловой дом бывшей Паровой мельницы, постройки 1867 года, по адресу Измайловский пр., 31.
Фото: 2006 г.

Варшавский мост

Январь 2007 года, ремонт Варшавского моста. Справа от моста - Церковь Воскресения Христова.
Фото: 2007 г.

Варшавский мост

Ремонт Варшавского моста в 2007 году. За мостом видна церковь Воскресения Христова и краснокирпичное здание 1896 года, построенное для Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, ныне - Октябрьский центр научно-технической информации и библиотек.
Фото: 2007 г.

Варшавский мост

Ремонт Варшавского моста в 2007 году .
Фото: 2007 г.

Варшавский мост

Вид с ремонтируемого Варшавского моста на Варшавской вокзал (слева на фото) и на комплекс зданий Варшавского вокзала и водонапорную башню (справа на фото).
Фото: 2007 г.

Варшавский мост

Варшавский мост после ремонта.
Фото: 2008 г.

Опоры Варшавского моста

Опоры моста, вынесенные в канал и облицованые путиловским известняком, с разделкой гранитом.
Фото: 2008 г.

Варшавский мост

Варшавский мост. В перспективе - Измайловский проспект.
Фото: 2008 г.

Спуск к воде на набережной Обводного канала

Спуск к воде на набережной Обводного канала (со стороны Безымянного острова), недалеко от Варшавского моста.
Фото: 2008 г.

Обводный канал

Набережная Обводного канала возле Варшавского моста, Безымянный остров.
Фото: 2008 г.

Варшавский мост

Вид с Варшавского моста на Митрофаньевский мост через Обводный канал.
Фото: 2008 г.

Варшавский мост

Вид с Варшавского моста на Ново-Московский мост. Слева на набережной - тот самый спуск к воде.
Фото: 2008 г.

церковь Воскресения Христова

Вид с Варшавского моста на церковь Воскресения Христова.
Фото: 2008 г.

Варшавский мост

Церковь Воскресения Христова и Варшавский мост перед ней.
Фото: 2008 г.

Устои Варшавского моста

Устои Варшавского моста.
Фото: 2008 г.

Варшавский мост

Обводный канал, Варшавский мост, фрагмент здания Варшавского вокзала (справа) и церковь Воскресения Христова.
Фото: 2008 г.

Обводный канал

Обводный канал. Отражение солнца и туч в воде.
Фото: 2008 г.

Обводный канал

Обводный канал. Отражения.
Фото: 2008 г.

Варшавский мост

Обводный канал, Варшавский мост, фрагмент здания Варшавского вокзала (справа) и церковь Воскресения Христова.
Фото: 2008 г.

Варшавский мост

Варшавский мост через Обводный канал и здание бывшей Паровой мельницы за ним.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

На Варшавском мосту впервые в Петербурге были применены не чугунные, а клепанные стальные конструкции из сварного железа.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Металлические арки двутаврового сечения.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Надарочные сквозные конструкции из прогонов на стойках и поперечных балок между ними.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Конструкции моста.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Решетка набережной Обводного канала и Варшавский мост.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Отражение металлических конструкций в воде канала.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Отражение узорчатой решетки моста в воде.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Решетка ограждения Варшавского моста.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Решетка ограждения Варшавского моста.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Варшавский мост, пешеходная часть. Впереди - Измайловский проспект.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Табличка с указанием названия моста. За мостом - краснокирпичное здание бывшей Паровой мельницы.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Варшавский мост, пешеходный переход.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Варшавский мост - 6 полос для движения автотранспорта и островок безопасности, выложенный в центре.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Здание Варшавского вокзала (ныне - Варшавский экспресс) и Варшавский мост.
Фото: 2017 г.

Спуск к воде

Спуск к воде на набережной Обводного канала.
Фото: 2017 г.

Спуск к воде

Спуск к воде на набережной Обводного канала.
Фото: 2017 г.

Спуск к воде

Спуск к воде и решетка Обводного канала.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Спуск к воде и Варшавский мост через Обводный канал.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Спуск к воде и Варшавский мост через Обводный канал. Слева - фрагмент здания Варшавского вокзала.
Фото: 2017 г.

Спуск к воде

Спуск к воде.
Фото: 2017 г.

Октябрьский центр научно-технической информации и библиотек

Краснокирпичное здание 1896 года, построенное для Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, ныне - Октябрьский центр научно-технической информации и библиотек.
Фото: 2017 г.

Фрагмент лестницы и решётки спуска.
Фото: 2017 г.

Фрагмент лестницы и решётки спуска.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Спуск к воде и Варшавский мост слева.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Спуск к воде, Варшавский мост и фрагмент здания Варшавского экспресса слева.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Здание Варшавского вокзала (1852—1853 гг).
Фото: 2017 г.

Обводный канал

Обводный канал.
Фото: 2017 г.

Церковь Воскресения Христова


Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Варшавский мост, вид со стуска к воде.
Фото: 2017 г.

Обводный канал

Вид на Обводный канал и Ново-Московский мост в Варшавского моста.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Фагмент решётки варшавского моста.
Фото: 2017 г.

Варшавский мост

Вид на Митрофаноевский мост через Обводный канал.
Фото: 2017 г.


© Фото: Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., 2006-2021.


Вернуться на Главную