Троицкий мост через Неву
Санкт-Петербург


Троицкий мост


Троицкий мост - разводной автомобильный, трамвайный и пешеходный мост через Неву. Соединяет между собой Петроградский и 1-й Адмиралтейский острова на территории Санкт-Петербурга. Выше по течению находится Литейный мост, ниже - Дворцовый мост (через Большую Неву) и Биржевой мост (через Малую Неву). Троицкий мост соединяет Суворовскую площадь перед Марсовым полем и Троицкую площадь (Петроградская сторона). За мостом начинается Каменноостровский проспект.

Это - третий постоянный мост через Неву, после Благовещенского и Литейного. До возведения в 1965 году моста Александра Невского он оставался самым длинным мостим в городе (582 м).

Северную часть моста пересекает Пулковский меридиан (в некоторых источниках указывается, что меридиан проходит по оси Троицкого моста). Это нулевой меридиан, который русские картографы использовали до ХХ века и перехода на Гринвичский меридиан. Московский проспект и Пулковское шоссе также расположены на этом меридиане.

Основной материал - сталь. Тип конструкции: средняя пятипролётная часть - консольно-арочные и консольно-балочные фермы; трёхпролётная каменная эстакада на правом берегу. В данный момент мост имеет однокрылый разводной пролет, длиной - 96,4 м. Число пролётов - 10. Общая длина моста - 582 м. Ширина моста - 23,6 м.

Первый мост на этом участке Невы был плашкоутным (плавучий мост, опирающийся на плоскодонные суда). Он находился немного выше по течению, недалеко от домика Петра I, соединяя Кронверкский проспект, выходивший к Неве, и Летний сад.

Мост соорудили в 1803 году, точнее, перенесли сюда Воскресенский плашкоутный мост. Для укорочения моста со стороны Петроградского острова была насыпана земляная дамба. Переправу назвали Петербургский мост. В таком виде она прослужила двадцать лет и после чего наплавной мост пришёл в негодность. Кроме того, старый мост дисгармонировал с окружавшими его архитектурными ансамблями по обеим берегам Невы. В 1818 году по проекту архитектора Росси сформировалась Суворовская площадь, ставшая архитектурным основанием начала моста.

Перестройка моста началась в 1824 году. Предполагалось назвать его Суворовским, потому, что напротив, перед Марсовым полем, стоял памятник генералиссимусу А.В. Суворову.

Проекты береговых устоев были составлены инженер-майором Лебедевым. Левобережный устой (напротив Марсова поля) был готов 19 ноября 1824 года. Правобережный устой требовал больших затрат: он представлял собой глубоко вдающуюся в Неву дамбу. Строительство началось в январе 1825 года. При сооружении каменных береговых устоев нового моста использовали гранитные блоки, снятые с каналов, окружавших Михайловский замок.

Новый мост стал самым длинным из всех плашкоутных мостов Петербурга: более 500 м. Его открытие состоялось в 1827 году. Название от получил не от памятника Суворову, а от Троицкой площади на противоположном берегу, которая в свою очередь получила название от Троице-Петровского храма, расположенного на ней.

В 1876 году мост дополнительно укрепили и проложили по нему линии конно-железной дороги. Движение конки было открыто 16 мая того же года.

По сравнению с другими плашкоутными мостами на Неве новый Троицкий наплавной мост был богато декорирован. Порталы, перильное ограждение, фонарные столбы были чугунные художественного литья, выполнены по проектам А.П. Зуева, В.П. Лебедева, П.П. Базена. Фонарные столбы в виде пучков пик, средние из которых были увенчаны фигурами двуглавого орла с венком. Обелиски были пирамидальные, украшены накладными деталями - овальными щитками на фоне перекрещенных мечей. Отдельные декоративные чугунные и медные элементы были покрыты сусальным золотом. Когда, через 70 лет началось строительство постоянного моста, чугунные фонарные столбы и перила как элементы высокохудожественного литья перенесли на вновь сооруженную набережную против Петропавловской крепости и на Иоанновский мост через Кронверкский проток.

Первые проекты постоянного Троицкого моста выдвигаются ещё с 1883 года, но решение Городской думы о его постройке было принято только 9 октября 1891 года. В апреле 1892 года Дума объявила международный конкурс на проект Троицкого моста, который должен был быть предоставлен через очень короткий срок - 6 месяцев. В результате в конкурсе участвовало 16 проектов: 5 - от русских инженеров, 6 - от французских, 2 из Голландии и по одному из Болгарии, Венгрии и Испании.

Первая премия - 6 000 рублей - досталась фирме А.Г. Эйфеля за проект моста арочной системы под девизом "Минор"; вторая - 3 000 рублей - русским инженерам К. Лембке и Е.К. Кнорре за проект моста арочной системы с названием "Кремль"; третья - 1500 рублей - болгарскому инженеру Момчилову за проект моста балочной системы под девизом "Acier" ("Сталь"). Кроме проектов-победителей Городской управой были закуплена документация ещё для двух вариантов: один мост - раскосной в форме висячей системы того же Эйфеля под девизом "Мажор"; другой - арочной системы с ездой понизу и нестандартной схемой разводного пролёта - проект, разработанный французским обществом "Кайль". Согласно условиям конкурса, Дума могла использовать любой из этих пяти проектов: после выплаты денежных вознаграждений они стали её собственностью.

Вне конкурса был представлен проект французской фирмы "Батиньоль". Конкурсная комиссия отметила его как "весьма удачный", ибо "в силу особой конструкции трехшарнирных арок с консолями" он позволял заметно снизить расход металла. Фирма "Батиньоль" уже была широко известна постройкой красивых и экономичных мостов и располагала эксклюзивным правом на использование "конструкции трехшарнирных арок с консолями": в январе 1893 года фирма получила "привилегию" на использование конструкции её системы в России сроком на 10 лет.

Дума так и не выбрала определенный проект и в 1896 году объявила второй конкурс. Теперь в нём участвовали фирма "Батиньоль" и ещё два автора. На заседании Городской думы 5 - 7 февраля 1897 года было решено поручить фирме "Батиньоль" строительство моста по её проекту за сумму 5 млн. 200 тыс. рублей. Специальный пункт контракта предусматривал, что мост должен быть построен из русских материалов и русскими рабочими. Проект был утвержден лично Николаем II 5 июня 1897 года. 2 августа был заключён контракт со строителями, сметная стоимость строительства составила 5 200 000 рублей.

В исполнительную комиссию по строительству моста (под председательством генерал-лейтенанта А.И. Глуховского), избранную Городской думой в мае 1898 года, вошли инженеры Ф.Г. Зброжек, Л.Ф. Николаи, Н.Б. Богуславский, А.П. Веретенников и др. Петербургская Академия художеств создала особую комиссию (Л.Н. Бенуа, А.Н. Померанцев, Р.А. Гёдике, Г.И. Котов и др.) для наблюдения за разработкой проекта Троицкого моста и его осуществлением. Архитектурное оформление моста проектировали французские архитекторы В. Шаброль (фр. Vincent Chabrol) и Р. Патульяр (фр. Rene Patouillard).

Закладка моста состоялась 12 августа 1897 года. На ней присутствовали Император Николай II с семьёй и президент Французской республики Феликс Фор. Торжества проходили у памятника Суворову, там стояли царский шатёр, трибуны для публики и официальных гостей. Президент и Император положили по монете в основание моста.

В это время в Париже возводился мост через Сену между Домом инвалидов и Елисейскими Полями, названный в честь Российского Императора Александра III. Такое строительство мостов-"побратимов" подчеркивало культурно-политическую близость двух стран. В октябре прошлого, 1896 года Император Николай II также присутствовал при закладке французского моста.

Наплавной мост на время строительства, передвинули ниже по течению и поставили против Мраморного переулка. Противоположный конец моста подходил к Заячьему острову. Ров между восточными бастионами Петропавловской крепости и Иоанновским равелином был засыпан, соединявшие их низкие стены (палисады) на время разобрали и на их месте проложили проезд, который вел к построенному тогда же временному деревянному мосту через Кронверкский проток. При переносе старого моста выяснилось, что он сильно изношен и потому использовались только прежние плашкоуты, а остальные части старого моста были заменены новыми. Городской Думой на ремонт и перенос моста было выделено 140 тыс. руб., работы выполняло Общество конно-железных дорог. Временная переправа была открыта для движения 21 января 1893 года и просуществовала почти 10 лет, пока не был закончен металлический Троицкий мост.

Первый кессон под промежуточную опору № 4 начали опускать 26 сентября 1898 года.
Через два года после начала строительства, в 1899 году, было решено заменить земляную дамбу со стороны правого берега эстакадой. К весне 1900 года инженером Г.Г. Кривошеиным были разработаны четыре варианта эстакады: два - в виде каменных арок и два - в виде решетчатых металлических ферм. 27 июля 1900 года Николай II одобрил проект трёхпролётной каменной дамбы длиной 80 метров.

Одновременно со строительством моста сооружались гранитные набережные на правом берегу Невы, соединившие три моста - Иоанновский, Троицкий и Сампсониевский - общей протяженностью около 1100 м, с лестницами, спусками к воде и пристанями для лодок и небольших судов. Постройку набережных осуществлял А.А. Смирнов, 6 июля 1902 года его заменил Е.К. Кнорре.

Строителями моста были инженеры А.Флоше, И.А. Ландау, Е.Бонневе, Л. Де Лонги, М. Бернар, С.И. Смирнов, В.П. Волков и Е.Д. Герценштейн. Представителем фирмы "Батиньоль" в России стал один из авторов проекта, инженер И.А. Ландау (фр. Jean-Jaques Landau), консультантом по техническим вопросам - профессор Н.А. Белелюбский. В инспекцию технического надзора входили инженеры-мостостроители В.А. Берс, Г.Г. Кривошеин, А.П. Пшеницкий. Авторы художественного оформления Троицкого моста - Рене Август Патуийар и В. Шаброль. За свою работу они получили орден Почётного легиона. Немало изменений в первоначальные эскизы внесла комиссия Академии Художеств под председательством Р.А. Гедике. Кроме него в комиссию входили архитекторы Л.Н. Бенуа, А.Н. Померанцев, Г.И. Котов, художник М.П. Боткин и скульптор М.А. Чижов.

Металл верхнего пролётного строения изготавливался на польских заводах Гута Банкова, сборка ферм производилась в мастерских фирмы "Батиньоль", находившихся в Волынкиной деревне, опорные части отливали на Донецком сталелитейном заводе близ Екатеринослава. Литье решеток перильного ограждения, картушей и фонарных канделябров выполнялось на петербургской фабрике Ф.К. Сан-Галли.

В начале 1901 года по предложению профессоров Академии художеств были установлены два обелиска у моста со стороны Суворовской площади. Пьедесталы обелисков сделаны из розового пютерлакского гранита чистой тёски, а четырёхгранные завершения - из красного гангудского полированного гранита. Ростры кораблей для обелисков отлили из бронзы по моделям эстонского скульптора А.Г. Адамсона.

По контракту, строительство моста должно было закончиться в 1901 году. Однако фирма в срок не уложилась и выплатила городской казне штраф - 150 тыс. рублей. Итоговая стоимость моста составила 6,1 млн руб. (5,05 млн руб.).

Открытие моста состоялось 16 мая 1903 года и было приурочено к празднованию 200-летия Санкт-Петербурга. На торжественной церемонии открытия присутствовали царствующая и вдовствующая Императрицы. Городской голова П.И. Лелянов поднёс Императору и вдовствующей Императрице бархатную подушку с кнопкой, соединённой проводом с электромоторами механизма разводного пролёта моста. По новой переправе прошёл крестный ход с иконой Спасителя из домика Петра I. Действо сопровождалось орудийным салютом и колокольным звоном городских храмов.

В честь события были отлиты золотые юбилейные медали, на лицевой стороне которых были изображения в профиль Императоров Александра III и Николая II, а между ними - Императрицы Марии Федоровны; на обратной стороне - в центре: Троицкий мост и часть набережной; сверху надпись: Троицкий мост через р. Неву сооружен в память 25-летия бракосочетания Императора Александра III и Императрицы Марии Федоровны; внизу: заложен - 1897 г., окончен - 1903 г.

Сразу после открытия Троицкого моста на украшающих его обелисках установили бронзовые мемориальные доски с текстом, напоминающим о закладке и окончании строительства переправы и об участниках её возведения.

В октябре 1918 года мост был переименован в мост Равенства. Троицкая площадь, по которой мост изначально получил своё название, тоже была переименована: в 1918 - 1923 годах её называли площадью Коммунаров, а в 1923 - 1991 годах - площадью Революции. Сам Троицко-Петропавловский собор - памятник архитектуры XVIII века - в октябре 1933 года был снесен по решению Облисполкома. После смерти С.М. Кирова постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1934 года мост был переименован в Кировский мост.

В 1935 году на обелисках при въезде на мост со стороны Марсова поля двуглавые орлы и короны были заменены на пятиконечные звёзды и символы "серп и молот". Бронзовые доски были демонтированы и заменены на новые, которые рассказывали о рвении трудящихся масс переименовать мост в честь Кирова. На обелиске с верховой стороны моста были даты закладки и открытия моста с перечислением имён некоторых архитекторов.

По непроверенным данным, под Троицким мостом Валерий Чкалов осуществил свой знаменитый пролёт. Повторение этого полета было осуществлено в 1940 году летчиком Евгением Борисенко для фильма "Валерий Чкалов". К моменту съемок Евгению Борисенко было 27 лет. Он был воспитанником детского дома, в 1931 году по комсомольской путевке поступил в Батайскую школу Гражданского воздушного флота (ГВФ) и два года спустя начал летать в Северном управлении ГВФ. Осенью 1940 года Борисенко откомандировали в Ленинград на съемки фильма "Валерий Чкалов", режиссера Михаила Калатозова. Для пролета под мостом Борисенко выбрал самолет-амфибию Ш-2. В первый день съемок эпизода, 22 октября, Евгений сделал пару удачных дублей подряд. Однако режиссер с оператором, перестраховываясь, на следующий день попросили летчика "повторить" - и тот снова успешно справился с заданием. Оператор при этом сидел в самолёте, пилотируемом Борисенко, и снимал путь прохождения самолёта под мостом, а потом на эти кадры был наложен макет самолёта (довольно грубо). Всесоюзная премьера "Валерия Чкалова" состоялась 12 марта 1941 года. Имя Евгения Борисенко в титрах не значилось.

Во время Отечественной войны, в 1942 году в пролет моста попала немецкая авиабомба, рядом с мостом упал немецкий "Мессершмитт". В годы блокады по мосту часто велась бомбардировка, однако из-за монолитности конструкции он выстоял и стал одной из главных веток снабжения Ленинграда.

В 1964 году открылся обновлённый Волго-Балтийский путь, Кировский мост перестал соответствовать новым условиям эксплуатации: ширина разводного пролета в 22,8 м ограничивала свободу судоходства. В проектном институте Ленгипротрансмост подготовили реконструкцию моста, которая затрагивала только левобережную часть и увеличивала судоходный габарит. Пять постоянных пролетов и трехпролетная правобережная эстакада оставались при этом без изменений. Авторами проекта были инженер Г.М. Степанов и архитектор Ю.И. Синица. Разводной пролет предусматривался однокрылый, раскрывающейся системы он оказался более экономичным и уместным по архитектурным соображениям.

Работы по реконструкции моста начались в конце 1965 года. Чтобы не прерывать движение по мосту, возле старой разводной части был сооружен временный разводной мост-обход. Балки разводного пролета временного моста были установлены на катки, по которым они отъезжали в сторону во время разводки моста.

Полной перестройке подвергся левобережный устой моста. Вместо двухрукавного поворотного разводного пролета были сооружены, с левого берега - постоянный пролет, перекрытый железобетонным пролетным строением балочно-разрезной системы и новый однокрылый разводной пролет, раскрывающейся системы с гидроприводом. Ширина судоходного пролёта увеличилась с 22,8 до 43 метров. С фасадов железобетонные балки левобережного постоянного пролета имеют арочное очертание, облицованы гранитом. Въезды на мост стали более плавными. Были расширены тротуары, вымощенные гранитными плитами. Вдоль парапетов устоя сооружены гранитные скамьи. По обеим сторонам вновь установлены гранитные обелиски с рострами и фонарями. Вместо узких лестниц построены новые монументальные спуски с гранитными площадками у воды. Для движения мост был открыт в 1967 году.

В 1977 году в связи с увеличившимся транспортным потоком расширили проезжую часть моста, произведен капитальный ремонт проезжей части по проекту инженера Ленгипроинжпроекта Б.Б. Левина, сделана гидроизоляция в проезжей части и тротуаров. Установлен гранитный поребрик высотой 50 см.

4 октября 1991 года мосту вернули историческое название - Троицкий.

25 июля 1994 года при участии мэра Санкт-Петербурга А.А. Собчака, представителей фирмы "СПИ Батиньоль" и французского консульства, инженерной и архитектурной общественности города в торжественной обстановке прошла церемония открытия воссозданных мемориальных досок Троицкого моста, изготовленных за счет средств фирмы "СПИ Батиньоль", по проекту архитектора А.Л. Скиба. На церемонии присутствовала С.Г. Ландау, по инициативе которой был восстановлены мемориальные доски.

В период с 1997 по 1999 год сотрудниками СПб ГУП "Мостотрест" были проведены работы по обследованию Троицкого моста. По результатам обследования состояние моста было признано крайне неудовлетворительным. Элементы ферм имели ослабление сечений, несущая способность моста снизилась и не отвечала возросшим за последние годы транспортным нагрузкам. Было принято решение о закрытии моста на реконструкцию.

Заказчик работ - ГУ "Дирекция транспортного строительства" (СПБ ГУ ДТС), генподрядчик - ЗАО "Пилон", генеральный проектировщик - ЗАО "Институт "Стройпроект”. Проект реконструкции моста был разработан инженерами Т.Ю. Кузнецовой, Ю.Ю. Крыловым и архитектором О.А. Кузевановым. 2 октября 2001 года было закрыто трамвайное движение по мосту. 9 октября было закрыто движение транспорта по верховой стороне. Сохранялось только движение по мосту специального и общественного транспорта.

Работы по реконструкции моста проводились в три этапа. На первом этапе, с октября 2001 года по февраль 2002 года, производились разборка покрытия проезжей части, ремонт конструкций и механизмов разводного пролета, снятие трамвайных путей, а также реставрационные работы: на обелисках были восстановлены двуглавые орлы и императорские короны.

20 февраля мост был полностью закрыт для движения транспорта. Второй этап реконструкции, длившийся с февраля по ноябрь 2002 года, предусматривал работы по ремонту левобережной эстакады моста, ремонту разводного пролета, устройству нового дорожного покрытия и трамвайных путей. Конструкции для новых разводных механизмов были изготовлены на ЛМЗ, Кировском и Балтийском заводах. 2 апреля 2002 года состоялась пробная разводка нового разводного пролетного строения. 16 ноября 2002 года по мосту было открыто рабочее движение.

На третьем этапе реконструкции производились реставрационные работы и работы по устройству художественной подсветки.

В ходе капитального ремонта была полностью заменена проезжая часть моста и выполнен ремонт металлоконструкций лоткового железа. Произведено восстановление всей архитектурной части моста, перил, опор освещения, центральных опор контактной сети, обелисков. Воссозданы и отреставрированы утраченные элементы декора моста: трёхсторонние двуглавые орлы, короны, монограммы, перильное ограждение.

Выполнена полная окраска моста, модернизация и замена механизмов разводного пролета, восстановление гранитной облицовки. На сооружении заменены все деформационные швы и опорные части, уложен литой асфальтобетон, выполнена замена левобережного железобетонного пролетного строения на металлическое. Для сохранения исторического облика сооружения изготовлено и установлено 13 тонн высокопрочных болтов с полукруглой головкой (на видимых плоскостях моста). Реконструкция включала внедрение системы автоматизированного контроля и управления разводкой Троицкого моста. В процессе реконструкции было произведено проектирование и замена всего электропривода гидравлической системы моста.

29 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга, мост был открыт после реконструкции. На торжественной церемонии присутствовал губернатор города В.А. Яковлев. Кульминацией церемонии явилось торжественное включение художественной подсветки и разводка моста.

В 2005 году произошло сразу 4 столкновения судов с опорами моста. 17 мая два танкера ("Волго-Нефть-218" и "Волго-Нефть-205") при прохождении Троицкого моста совершили навал на опору разводного пролета и получили пробоины. 1 июня при буксировке аварийного теплохода "Волго Дон-99" буксировщиком "ОТА-2132" теплоход "Волго-Дон-99" правым бортом прошел вдоль устоя Троицкого моста, касаясь его всем корпусом. В результате поврежден корпус теплохода ниже ватерлинии в 1 и 4 трюмах с поступлением воды внутрь судна. У опоры моста была оторвана металлическая обшивка кессона, защищавшая подводную часть опоры от воздействия воды. 30 июля судно "Иркутск ГЭС" , проходя вниз по течению совершил навал на опору моста, получив повреждение носовой части. Танкер, перевозивший более 3 тысяч тонн нефти, был с двойным бортом. При аварии у судна был пробит только один борт, поэтому нефть не вылилась в Неву, а судоходство не прекращалось.

Современный Троицкий мост разводится ровно за 6 минут. На разводку отводится 10 минут, однако первые минуты тратятся на освобождение моста от автомобилей и людей. В 1:35 перекрывается движение для автомобилистов, в 1:45 включается "зеленый" для судов. Пролет поднимает два противовеса - 1 тыс. 450 тонн, масса разводного пролета моста - 360 тонн. В период разводки моста через эти ворота Невы проходит до 40-50 судов в сутки.

С Троицкого моста можно увидеть семь других мостов:
Иоанновский через Кронверкский пролив.
Биржевой через Малую Неву.
Дворцовый через Большую Неву.
Эрмитажный через Зимнюю канавку, это вниз по течению.
Верхне-Лебяжий через Лебяжью канавку.
Прачечный через Фонтанку, смотреть вверх по течению.
Литейный через Неву.

Ближайшая станция метрополитена - "Горьковская" (правый берег).

Троицкий мост - объект культурного наследия РФ № 7802128000



Троицкий мост

Вид на Троицкий мост со стороны Летнего Сада (левый берег). За ним виден шпиль собора Петропавловской крепости, справа от моста, на противоположном берегу - Троицкая часовня. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Троицкий мост с низовой стороны левого берега. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Длина моста 582 м, ширина моста между перилами 23,6 м, из них ширина проезжей части 19,0 м и два тротуара по 2,3 м. Размеры отверстий моста (в порядке от левого берега): 11,4+43+53,3+76,4+96,4+76,4+53,3+22+20+18 м.

Особенно интересно и оригинально сконструирована средняя пятипролетная часть моста. Внешне пролетные строения моста напоминают арочные сквозные фермы, но в действительности они представляют собой сочетание двух других типов конструкций – консольно-арочных и консольно-балочных ферм.

Средний, самый большой пролет (96 метров) перекрыт трехшарнирными арочными клепанными решетчатыми фермами с консолями, выступающими в противоположные стороны за пределы среднего пролета. Эти консоли своим весом уравновешивают боковое давление (распор), и поэтому опоры Троицкого моста удалось сделать сравнительно тонкими и невысоко поднимающимися над водой.

Фото 2014 года.

Троицкий мост

Разводной пролет расположен у левого берега. Первоначально представлял собой двукрылую симметричную поворотную систему с дополнительной опорой в русле реки для разводного пролетного строения в период разводки. Пролетное строение представляло собой двухконсольную, уравновешенную металлическую ферму, вращающуюся вокруг вертикальной оси, расположенной на цилиндрической опоре. В закрытом подклиненном состоянии представляло собой неразрезную двухпролетную балку с отверстием в свету 26,8 и 27,3 м. Разводка производилась с помощью электромеханического или ручного привода. При разводке моста пролетное строение вращалось в горизонтальной плоскости на вертикальной оси по кругу катания на роликах и образовывало два судоходных отверстия шириной по 22,8 метра каждое.

Существующий разводной пролет перекрыт однокрылым металлическим цельносварным пролетным строением раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения и жестко прикрепленным противовесом. Максимальный проектный угол раскрытия крыла 72º. В поперечном сечении пролетное строение состоит из четырех главных ферм раскосной системы с нисходящими раскосами и криволинейным нижним поясом, нижние и верхние пояса таврового сечения. В пределах длины крыла главные фермы связаны между поперечными балками, продольными и поперечными связями. Расстояние между осями ферм 8+4+8 м. Отверстие разводного пролета в свету 43,2 метра. Роль верхнего пояса в пролетном строении выполняет ортотропная плита. Высота ферм на опоре равна 4,2 м. Противовес состоит из двух симметрично расположенных ящиков, наполненных передельным чугуном. Пролет раскрывается с помощью четырех гидроцилиндров, находящихся между средними и крайними фермами.

Фото 2014 года.

Троицкий мост

На открылках левобережного устоя с верховой и низовой сторон расположены спуски к воде с площадками, облицованные гранитом. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Вид от набережной возле Троицкого моста на Неву, Стрелку Васильевского острова и Биржевой мост (справа). Фото 2014 года.

Петропавловская крепость

Вид от набережной возле Троицкого моста на Петропавловскую крепость. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Гранитные скамьи вдоль парапетов устоя Троицкого моста. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Облицованный гранитом спуск к воде возле Троицкого моста. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Спуск к воде возле Троицкого моста. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Облицованный гранитом спуск к воде. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Фрагмент Троицкого моста. Левый берег. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Боковые пролеты средней (пятипролетной) части моста представляют собой фермы консольно-балочной системы: крайние (самые короткие) пролеты перекрыты фермами, которые продолжаются в соседние пролеты в виде консолей. Эти консоли облегчают силы, действующие в средней части ферм боковых пролетов, что, в свою очередь, позволило уменьшить в этих местах высоту ферм. Пролетные строения, примыкающие справа и слева к центральному пролету моста, сконструированы следующим образом: с одной стороны в них входят консоли средней консольно-арочной фермы, с другой - консоли боковых консольно-балочных ферм, а на концы консолей положены фермы подвески.

Фото 2014 года.

Троицкий мост

Въезд на Троицкий мост с левого берега.

При въезде на мост со стороны Марсова поля установлены две ростральные колонны-обелиски. Пьедесталы колонн выполнены из розового гранита чистой тески, обелиски – из красного полированного гранита. Обелиски украшены рострами кораблей из патинированной бронзы, поддерживающими круглые светильники. Завершают обелиски фигуры двуглавых орлов с распростертыми крыльями. Ростры кораблей выполнены по моделям известного эстонского скульптора А. Адамсона. Пьедесталы украшены мемориальными досками, посвященными участникам строительства моста и другим событиям, связанным с закладкой и окончанием сооружения моста.

Фото 2014 года.

Троицкий мост

Въезд на Троицкий мост с левого берега. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Гранитные ростральные колонны-обелиски при въезде на мост со стороны Марсова поля. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Гранитная колонна-обелиск Троицкого моста. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Гранитная колонна-обелиск Троицкого моста. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Фрагмент колонны-обелиска. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Мемориальная доска на обелиске с низовой стороны моста:

"Троицкий мост заложен 12 августа 1897 г. в память 25-летия бракосочетания Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Федоровны, в третье лето благополучного царствования Государя Императора Николая II, в присутствии Императорских Величеств, Президента Французской республики Феликса Фора, Членов Императорской семьи, Представителей Иностранных Государств, Представителей Правительственных Учреждений и Городского Общественного Управления в бытность Министром Внутренних дел И.А. Горемыкина, Градоначальником Н.В. Клейгельса, Городским Головою В.А. Ратькова-Рожнова, Председателями подготовительных комиссий: П.П. Дурново и Ф.И. Жербина".

Фото 2014 года.

Троицкий мост

Мемориальная доска на обелиске с низовой стороны моста сбоку:

"От города технический надзор за постройкою моста имели старший инспектор Б.А. Берс, инспекторы: В.А. Сокольский, Г.Г. Кривошеин, А.П. Становой и А.П. Пшеницкий".

Фото 2014 года.

Троицкий мост

Фрагмент колонны-обелиска с монограммой Императора Александра III.

Мемориальная доска на обелиске с верховой стороны моста гласит:

"Троицкий мост окончен в 1903 г. в девятое лето благополучного царствования Государя Императора Николая II, в бытность Министра Внутренних дел В.К. Плеве, Градоначальником Н.В. Клейгельса, Городским головою П.И. Лелянова, товарищем его С.А. Тарасова и членами Управы М.А. Аничкова, А.Н. Бутова, М.Ф. Еремеева, И.Т. Крюкова, И.П. Медведева, В.С. Петрова и В.А. Тройницкого.
Постройка моста и составление проектов производились под руководством Исполнительной комиссии: председателя А.И. Глуховского и членов А.А. Архангельского, А.П. Веретенникова, П.Н. Казина, И.В. Клименко, Ф. Б. Нагеля, А.И. Кокшарова, А.Г. Редько, М.Ф. Андерсина и П.А. Лихачева, представителя от Министерства Внутренних дел Л.И. Новакова и представителей от Министерства Путей Сообщения Л.Ф. Николаи, Ф.Г. Зброжека, Н.Б. Богуславского, А.Б. Бернгарда и Г.Н. Соловьева при участии Комиссии от Императорской Академии Художеств под председательством Р.А. Гедике из членов Л.Н. Бенуа, А.Н. Померанцева, М.П. Боткина, Г.И. Котова и М.А. Чижова. Металлическая часть моста с каменными опорами длиною 225 сажен построена французским строительным Обществом "Батиньоль" по проекту, им же составленному, при председателе Общества Ю. Гуэне и администраторах Е. Фуке и Л. Гальяре. Каменная часть моста длиною 38 сажен построена А. Симоновым и Е. Кнорре по проекту Г.Г. Кривошеина
"

Текст на мемориальной доске на обелиске с верховой стороны моста сбоку:

"От Строительного общества "Батиньоль" были: строитель моста А. Флаше, консультант Н.А. Белелюбский, представитель Общества И.А. Ландау, производители работ: Л. де-Лонги, М. Бернар, С. Смирнов и В. Волков".

Фото 2014 года.

Троицкий мост

Фрагмент колонны-обелиска находящейся на въезде на Троицкий мост. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Для освещения на мосту установлено 16 больших канделябров (с тремя плафонами) и 24 малых канделябра (с одним плафоном). Фото 2014 года.

Троицкий мост

Канделябр с одним плафоном. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Фрагмент нижней части канделябра с одним плафоном. Они располагаются между проезжей частью моста и тротуаром, канделябры с тремя плафонами встроены в наружную решётку моста. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Канделябр с тремя плафонами. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Троицкий мост. Фрагмент канделябра. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Троицкий мост. Фрагмент левобережной части. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Надпись на пьедестале канделябра. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Светофор на Троицком мосту. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Светофор на Троицком мосту. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Служебная лестница. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Фрагмент перильной решетки Троицкого моста. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Фрагмент перильной решетки Троицкого моста . Фото 2014 года.

Троицкий мост

Тротуар отделен от проезжей части гранитным поребриком высотой 50 см (на разводном пролете - металлическое сварное ограждение высотой 50 см). Фото 2014 года.

Троицкий мост

Троицкий мост. По оси моста, на всей длине, устроена разделительная полоса. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Троицкий мост. Канделябр с тремя плафонами. Вдалеке виден Литейный мост через Неву. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Троицкий мост. На разделительной полосе установлен 21 столб контактной сети. Фото 2014 года.

Троицкий мост

На постоянных пролетах установлено чугунное перильное ограждение индивидуального художественного литья. Фото 2014 года.

Троицкий мост

На разводном пролете Троицкого моста установлены металлические решетки, рисунок которых отличается от рисунка ограждения на постоянных пролётах. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Рисунок ограждения разводного пролёта. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Рисунок ограждения постоянного пролёта. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Фрагмент чугунного ограждения постоянного пролёта. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Фрагмент чугунного ограждения постоянного пролёта. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Правобережный устой массивный из монолитного бутобетона сооружен на кессонном основании, облицован гранитом. Все промежуточные опоры сооружены на кессонном основании, облицованы гранитом. Фото 2014 года.

Троицкий мост

Правый берег с металлической частью моста соединяет трехпролетная каменная аркада длиной 79,88 метра. Аркада представляет собой бесшарнирные каменные своды с отверстиями в свету 22,0+20,0+18,0 метров, облицованы гранитом на свайном основании.
Левобережный стационарный пролет (отверстие в свету 11,4 метра) перекрыт сталежелезобетонным пролетным строением. По краям с верховой и низовой стороны пролетное строение обрамляют железобетонные балки - фальшарки коробчатого сечения. Балки имеют криволинейное очертание нижнего пояса, имитируя арочное каменное пролетное строение, фасадная поверхность облицована гранитными плитами, что придает крайнему пролету внешний вид, характерный для каменного моста.

Фото 2014 года.

Троицкий мост

Троицкий мост со стороны Петропавловской крепости. Фото 2009 года.

Троицкий мост

Троицкий мост со стороны Петропавловской крепости. Фото 2009 года.

Троицкий мост

Правобережная часть моста со стороны Петропавловской крепости. Фото 2009 года.

Троицкий мост

Троицкий мост со стороны Петропавловской крепости. Фото 2009 года.

Троицкий мост

Правобережная часть моста со стороны Петропавловской крепости. Фото 2009 года.

Троицкий мост

Троицкий мост со стороны Кронверкского протока. Фото 2009 года.

Троицкий мост

Троицкий мост, вид с Иоанновского моста. Чугунные фонарные столбы и перила в конце XIX века были перенесены с плашкоутного Троицкого моста на Иоанновский мост через Кронверкский проток. Фото 2009 года.


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2016


Вернуться на Главную