Старо-Никольский мост через Крюков канал (один из мостов Семимостья)
Санкт-Петербург


Старо-Никольский мост


Старо-Никольский мост - автомобильный, трамвайный и пешеходный мост через Крюков канал в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Он соединяет Спасский и Покровский острова. Является памятником истории и культуры. Один из мостов Семимостья.

Это сейчас он так скромно выглядит. Когда-то на нём были торшеры, фонари, да и сам он был разводной. А теперь от былой роскоши осталась только ажурная решетка перильного ограждения.

Мост расположен по оси Садовой улицы, на водном перекрёстке: месте пересечения Крюкова канала с каналом Грибоедова. В этом месте собран ансамбль из трёх мостов: Старо-Никольского (через Крюков канал), Пикалова и Красногвардейского (через канал Грибоедова).

Выше по течению Крюкова канала находится Смежный мост, ниже - Кашин мост; в перспективе канала Грибоедова видны Могилёвский и Ново-Никольский мосты - это и есть знаменитое Семимостье.

Рядом с мостом расположены Никольский рынок и Николо-Богоявленский Морской собор, по которому и назван мост. Это название известно с 1793 года. Первоначально мост назывался просто Никольским. С 1849 года (или 1868), после того как расположенный рядом мост через Екатерининский канал стали называть Ново-Никольским, мост через Крюков канал получил название Старый Никольский или Старо-Никольский.

Мост на этом месте существовал с момента прорытия Крюкова канала и представлял из себя обычную деревянную переправу ригельно-подкосной системы.

В 1784-1786 годах через Крюков канал перекинули шесть одинаковых мостов по типовому, для Петербурга, проекту. Никольский мост был перестроен в трёхпролётный деревянный балочный на опорах из бутовой кладки, облицованных гранитом и с разводным пролетом подъемного типа в центральной части.

Автор проекта неизвестен. Прилегающие набережные были облицованы гранитом в 1806 году. Примерно тогда же, в 1805-1810 годах подъемную часть моста ликвидировали. В 1842 году, при очередном ремонте, были заменены перила и сняты фонари.

В 1887 году был произведен капитальный ремонт моста для прокладки по нему линии конки. Устои и промежуточные опоры были переложены, уложено новое пролётное строение балочной системы, состоящее из двойных по высоте прогонов на шпонках.

Работы по перекладке опор производились в сухом котловане. Русло канала перегородили деревянными перемычками и посредством насосов откачали воду. На время перестройки моста рядом соорудили временную деревянную переправу.

11 октября 1887 года мост был торжественно открыт в присутствии градоначальника, городского Головы и членов Управы, которые после освящения моста совершили пробный рейс в вагоне конки.

В 1905-1906 годах город готовился к открытию трамвайного движения и мост был перестроен для прокладки трамвайных рельсов. Проект готовили инженеры-мостостроители Андрей (Анджей) Павлович Пшеницкий (1869-1941) - автор проектов Троицкого, Пантелеймоновского, Дворцового и других мостов; Вячеслав Андреевич Берс (1861-1907) - автор проектов реконструкции Аларчина и др. мостов и набережных и К.Б. Ефимьев.

Опоры моста были переложены и расширены, деревянные балки пролётного строения были заменены на металлические клёпаные, неразрезные переменного сечения с криволинейным очертанием нижнего пояса. Это позволило увеличить судопропускной габарит моста. Мостовое полотно также было расширено, с опор переправы удалили торшеры-обелиски с фонарями. Также были утолщены подпорные стенки набережной, примыкающие к мосту. С целью расширения моста тротуары оказались вынесенными на чугунные консоли. Длина Старо-Никольского моста стала равна 28 метров, а ширина моста увеличилась с 13,6 до 20,2 м.

Были установлены и новые перильные ограждения.

На время производства работ был возведён временный пешеходный мост. Работы по перестройке моста производились подрядчиками Петровым, Юренским, Качуриным и Ржешевским с декабря 1905 года до 15 сентября 1906 года. Мост был принят и испытан 21 сентября 1906 года. Технический надзор строительных работ осуществлял инженер А.П. Пшеницкий. Стоимость работ составила 65 177 руб.

В советское время мост снимался в фильме "Приключения итальянцев в России". Для фильма на него поставили львов, которых там никогда не было.

В 1988 году были выполнены работы по замене гидроизоляции, диабазовое мощение было заменено асфальтобетонным покрытием. В 1994-1995 годах отремонтированы карнизы, тротуарные консоли и балочная клетка пролётного строения.

Менее, чем через десятилетие снова возникла необходимость в ремонте и реконструкции моста из-за неудовлетворительного состояния конструкций пролётного строения. Заказчиком работ являлся Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Санкт-Петербурга, генподрядчиком - ООО "Ризалит". На осуществление капремонта было выделено 45 000 000 рублей.

Работы начались в декабре 2003 года. На время производства работ был возведён временный пешеходно-коммуникационный мост. В ходе работ на мосту были отремонтированы и усилены металлоконструкции пролётного строения, устроена железобетонная плита в основании проезжей части, усилены устои и опоры моста, уложена новая гидроизоляция и покрытие проезжей части с заменой трамвайных путей, переложены инженерные сети, отреставрировано перильное ограждение. Кроме того, выполнено укрепление и восстановление гранитной облицовки прилегающих участков набережной Крюкова канала.
21 октября 2004 года мост был принят государственной комиссией после ремонта.

Нынешний мост трёхпролётный металлический, балочно-неразрезной системы. Разбивка на пролёты 5,95 + 11,16 + 5,95 м. Пролётное строение состоит из 8 стальных двутавровых балок с криволинейным очертанием нижнего пояса, объединённых поперечными балками. Расстояние между осями главных балок - 2,45 м, шаг поперечных балок 1,1 м. Низ балок в среднем пролёте имеет вогнутое очертание по параболе для увеличения подмостового габарита. Сверху балок устроена железобетонная плита. Тротуары вынесены на консоли. Устои и промежуточные опоры бутовой кладки с массивной гранитной облицовкой. Общая ширина моста составляет 20,2 м (из них ширина проезжей части - 17 м и два тротуара по 1,6 м), длина моста - 24,3 м, общая длина: 31,6 м.

Мост предназначен для движения трамваев, автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 4 полосы для движения автотранспорта (в том числе 2 трамвайных пути). Покрытие проезжей части и тротуаров - асфальтобетон. Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным поребриком. Перильное ограждение металлическое, художественной ковки со сложным рисунком, завершается на устоях гранитными тумбами.

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7801871000.
Адрес: Крюков канал, 2 (Садовая ул., 62хх)
Ближайшие станции метро - "Садовая", "Сенная площадь", "Спасская".



Крюков канал

Крюков канал и Старо-Никольский мост в перспективе.
Фото: 2006 г.

Крюков канал

Крюков канал и Старо-Никольский мост.
Фото: 2006 г.

Набережная Крюкова канала

Набережная Крюкова канала возле Никольского собора и Старо-Никольский мост.
Фото: 2007 г.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост и реставрирующийся Никольский рынок за ним (слева на фото). Справа на фото виден фрагмент Пикалова моста и его фонари. Из-за домов видна верхняя часть купола Троице-Измайловского собора.
Фото: 2014 г.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост. Вид с Пикалова моста.
Фото: 20.

Старо-Никольский мост

Выступ набережной Крюкова канала, с которого туристам показывают семь мостов. Справа - фрагмент Пикалова моста, впереди - Старо-Никольский мост.
Фото: 2014 г.

Крюков канал

Вид со Старо-Никольского моста на Никольский собор, Крюков канал и Кашин мост в перспективе. Это - собственно водный перекрёсток: слева на фото фрагмент Пикалова моста через канал Грибоедова, справа - фрагмент Красногвардейского моста.
Фото: 2014 г.

Смежный мост

Выше по течению Крюкова канала находится Смежный мост. Вид со Старо-Никольского моста.
Фото: 2014.

Старо-Никольский мост

Указатель Старо-Никольского моста на набережной Крюкова канала. На другом берегу канала виден Пикалов мост, а за ним - купола Свято-Исидоровской церкви. А на том самом, "смотровом" выступе набережной стоит группа туристов.
Фото: 2014 г.

Крюков канал

Так мы видим Старо-Никольский мост с Кашина моста. Слева - колокольня Никольского собора.
Фото: 2014 г.

Крюков канал

Крюков канал и Старо-Никольский мост.
Фото: 2014 г.

Место пересечения Крюкова канала и канала Грибоедова

Место пересечения Крюкова канала и канала Грибоедова. Справа - Пикалов мост, слева - Старо-Никольский мост.
Фото: 2016 г.

Старо-Никольский мост

Все три моста ансамбля: Красногвардейский (слева), Старо-Никольский (в середине) и Пикалов мост (справа). Вид от Никольского собора.
Фото: 2016 г.

Старо-Никольский и Пикалов мосты

Старо-Никольский и Пикалов мосты.
Фото: 2016 г.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский и Пикалов мосты. Вид - с Красногвардейского моста.
Фото: 2016 г.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост.
Фото: 2016 г.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост. На переднем плане - ажурная решетка ограждения Крюкова канала.
Фото: 2016 г.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост. Хорошо видны консоли на которые вынесены тротуары для увеличения проезжей части моста. Ажурная решетка даёт такую же ажурную тень.
Фото: 2016 г.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост. Устои и промежуточные опоры бутовой кладки с массивной гранитной облицовкой.
Фото: 2016 г.

Старо-Никольский мост

Эта и следующая фотографии сделаны с одной точки с перерывам в девять лет.
Фото: 2007 г.

Старо-Никольский мост

Сам Старо-Никольский мост мало изменился, а вот окрестные дома - весьма значительно: дом на углу Садовой и набережной Крюкова канала (Садовая, 64) - объект культурного наследия регионального значения "Дом купца Никитина", XIX век - ремонт здания, особенно хорошо видна новая крыша. Доходный дом конца XIX века по адресу Садовая, 66 - окраска стен.
Фото: 2016 г.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост. Голубей тут прикармливают и они ждут обеда.
Фото: 2016 г.

Старо-Никольский мост

Знак ограничения максимальной скорости на мосту.
Фото: 2016 г.

Никольский собор и Красногвардейский мост

Вид со Старо-Никольского мост а на Никольский собор и Красногвардейский мост. Историческая решетка ограждения моста.
Фото: 2016 г.

Фрагмент решетки

Фрагмент решетки Старо-Никольского моста.
Фото: 2016 г.

Фрагмент решетки

Фрагмент решетки Старо-Никольского моста.
Фото: 2017 г.

Фрагмент решетки

Фрагмент решетки Старо-Никольского моста.
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Решетка Старо-Никольского моста. В перспективе виден смежный мост через Крюков канал.
Фото: 2017 г.

Решетка Старо-Никольского моста

Решетка Старо-Никольского моста.
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост. Низовая сторона. За мостом виден Никольский рынок, закрытый на реставрацию.
Фото: 2016 г.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост с верховой стороны.
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост и Никольский собор, виднеющийся за ним.
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Туристический катер, проходящий под Старо-Никольским мостом.
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Реставрирующийся Никольский рынок (ремонт крыши) и Старо-Никольский мост перед ним.
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост и Никольский собор.
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост. Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным поребриком.
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Вид со Старо-Никольского моста на Крюков канал.
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Вид со Старо-Никольского моста на Кашин мост через Крюков канал. Далее видно здание Мариинского театра - Вторая сцена и подвесной мост между театрами с рекламой.
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Проезжая часть моста включает в себя 4 полосы для движения автотранспорта (в том числе 2 трамвайных пути).
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост со стороны устья Крюкова канала. Спуск к воде и реставрирующийся Никольский рынок. Впереди видна колокольня Никольского собора.
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост со стороны устья Крюкова канала.
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост со стороны устья Крюкова канала.
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Вид со Старо-Никольского моста на Крюков канал, Кашин мост и Никольский собор.
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост несёт большую транспортную нагрузку.
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Фрагмент исторической решётки Старо-Никольского моста.
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Вид со Старо-Никольского моста на Крюков канал, туристические катера и Смежный мост в месте впадения Крюкова канала в реку Фонтанку.
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост. Историческая решетка.
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Вид на Старо-Никольский мост с Красногвардейского моста.
Фото: 2017 г.

Старо-Никольский мост

Старо-Никольский мост. Тротуар и проезжая часть.
Фото: 2017 г.

Крюков канал

Фрагмент Старо-Никольского моста и Крюков канал.
Фото: 2017 г.


© Фото: Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., 2006-2018.


Вернуться на Главную