Финляндский железнодорожный мост через Большую Неву,
Санкт-Петербург


Финляндский железнодорожный мост


Железнодорожный разводной мост перекинут через Большую Неву на Финляндской соединительной железнодорожной ветке (движение пешеходов запрещено). Он соединяет правобережную и левобережную части Невского района в створе Гранитной и Фаянсовых улиц. Мост связывает два берега Невы между Володарским и мостом Александра Невского. На левом берегу проходит над проспектом Обуховской Обороны, на правом - над Октябрьской набережной. Это единственный в границах Санкт-Петербурга железнодорожный мост через Неву.

Ныне это два почти вплотную примыкающих друг к другу моста, имеющих общее название. Верховой мост предназначен для движения поездов в восточном направлении (в сторону Ладожского вокзала), низовой - для движения в западном направлении с выходом на московское направление.

Длина моста 538,24 м (1139 метров с прилегающими эстакадами).
Тип конструкции - арка с ездой "понизу"
Материал - металл.
Число пролётов 7.
Центральный разводной пролёт длиной 44,7 м.
Над пересекаемой преградой - 538,24 м.
Высота свода над водой 10,5 м (51,0 в разведённом положении).
Полос движения - 2 железнодорожных пути.

Состоит из четырёх одинаковых пролётов длиной по 100 метров каждый, двух береговых пролётов и разводного пролёта посредине - в проекте 1910 года он был двухкрылым, раскрывающимся. Вес конструкции - 119 т, два противовеса - 203 т.

Возведение первого металлического моста было начато в 1910 году. Сооружение проектировали и строили инженеры Н.А. Белелюбский, Г.Г. Кривошеин, И.Г. Александров, архитектор В.П. Апышков, прораб Николай Арсентьевич Чистяков. Открытие моста состоялось в 1912 году. По проекту мост был однопутный, с пешеходным движением. Но пешеходную дорожку закрыли почти сразу же после открытия моста - угроза террористических актов во время Первой мировой войны была серьезной.

На правом берегу подъезд к мосту проходит по металлическому путепроводу. Но проложенный по левому берегу участок железнодорожного полотна прошёл мимо заводских корпусов и насыпь для прокладки рельс устроить было невозможно: пришлось бы сносить существующие постройки. Благодаря этому оказалось выгодным сооружение эстакады, а не земляной насыпи. Строительством этого сооружения руководил Г.П. Передерия. Используя этот опыт, он напишет впоследствии классический учебник, по которому будут учиться все последующие поколения мостостроителей - "Курс железобетонных мостов. Конструкция, проектирование и расчет".

Эстакада состоит из ряда раздельно расположенных рам с консолями, связанных подвесными балками. В те времена применение рамных узлов было новым явлением в технологии построения мостов. Проект был разработан датской фирмой "Христиани". Построенная в 1911-1913 годах эстакада Финляндского железнодорожного моста в то время стала одним из крупнейших железобетонных сооружений в России.

По конструктивному и композиционному решению мост близок к Большеохтинскому мосту (в создании проекта которого принимал участие тот же архитектор - В.П. Апышков), а также железнодорожный мост через Даугаву в Риге. Кроме того, он отдалённо напоминает знаменитый однопролётный арочный мост в Сиднее.

Первоначальное название - Железнодорожный мост - известно с 1910 года. 28 октября 1913 года ему присвоено наименование "Мост Императора Александра I" в честь российского царя Александра I Благословенного (1777 - 1825), победителя Наполеона. Сохранилась памятная табличка на одной из опор моста со стороны проспекта Обуховской Обороны на которой можно увидеть следы от сбитых букв "Император Александр I". Сама табличка находится в охранной зоне доступ в которую ограничен. Но решение по присвоении мосту имени Императора не было исполнено, как говорят, из-за событий Первой мировой войны. Некоторое время люди называли мост "Новый", а потом за ним закрепилось название "Финляндский" так как мост был построен в основном на средства Великого Княжества Финляндского, входившего в тот момент в состав Российской Империи. Мост имел стратегическое значение, соединив Финляндскую железную дорогу с другими железными дорогами страны. Однако, упоминание наименования "Новый мост" встречалось даже в 1955 году.

В советское время мост был признан стратегически важной переправой через Неву: он не только связал промышленные предприятия, расположенные на противоположных берегах, но и объединил железные дороги СССР с финляндскими. С советских времен по этому железнодорожному мосту, было запрещено движение пешеходов и велосипедистов. Однако в 1930-е - 40-е годы рабочие, которые жили и работали по разным сторонам Невы получали от предприятий соответствующие спецпропуска и могли по ним проходить по мосту. Это было объяснимо: в то время не было построено ни моста Александра Невского, ни Володарского, и добираться с одного берега на другой было чрезвычайно трудно. Пешеходное движение по мосту закрыли перед Отечественной войной, и больше уже никогда не открывали.

21 августа 1963 года прямо посреди Ленинграда, в результате стечения обстоятельств пассажирский самолёт Ту-124 приводнился на Неву. На борту его находились 44 пассажира, летевших из Таллина в Москву. Это событие является одним из шести счастливых приводнений среди авиалайнеров, когда все пассажиры и члены экипажа остались живы. Самолёт, снижаясь, пролетел на четыре метра выше в то время строящегося моста Александра Невского и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Ширина реки в этом месте - около 400 метров. Проходивший в тот момент по Неве паровой буксир оттянул самолёт к правому берегу. Пассажиры были эвакуированы и отправлены в Москву.

К 1980-х годам мост уже не справлялся с нагрузкой из-за возросшего грузопотока, был значительно изношен и требовал ремонта, хотя движения пассажирских поездов по нему практически не было. Подъёмный механизм не соответствовал возросшим требованиям: чтобы поднять разводной пролет для пропуска судов, требовалось до трех часов. Однако ремонт постоянно откладывался из-за отсутствия средств у советского государства.

В 1983 году в этом месте Невы произошла авария: в мост врезался рефрижератор "Комсомолец Татарии" с 500 тоннами ряпушки на борту. Получив пробоину и пройдя ещё несколько сотен метров, он ушёл под воду посередине Невы, на полпути к мосту Александра Невского. Впоследствии судно было поднято и списано - разрезано (утилизировано в 1986 году).

Повреждение опоры моста наконец-то подвигло власти Ленинграда и Октябрьской железной дороги на принятие решения о проведении капитального ремонта моста.

В 1983-1987 годах мост был закрыт на реконструкцию. Параллельно старому мосту, с низовой стороны был сооружён новый мост-дублёр, также однопутный (главный инженер проекта О.Ю. Русин). Пролётные строения нового моста повторяют очертания арок старого. Только разводной пролёт однокрылый, раскрывающейся системы.

Устои и опоры старого моста были расширены (по проекту инженеров А.К. Васина, О.Ю. Русина, Н.Д. Шилова, В.П. Курцева и архитектора Ю.Ю. Синицына). Новый мост собран на сварке и болтах из сверхпрочной стали. Работами по возведению моста руководили инженеры В.Я. Дидов, Б.И. Цветков, А.А. Арьев.

В 1988 году старый мост был закрыт для движения поездов из-за серьёзных коррозионных повреждений. Ремонтные работы старого продвигались очень медленно и мост превратился в классический "долгострой", который почти не охранялся, а в технических постройках в 1990-е годы обитали бомжи. В 1994 году на мосту были демонтированы разводной пролёт и механизм разводного пролёта.

В 2002-2003 годах в связи со строительством Ладожского вокзала был произведён капитальный ремонт старого моста. МПС выделило на это 900 миллионов рублей. В реконструкции участвовали пятнадцать крупнейших проектных и строительных организаций страны, в том числе и "Кировский завод".

В ходе ремонта был смонтирован новый разводной пролет вертикально-подъёмной системы. Теперь мост разводится всего за три минуты. Финляндский мост - единственный из разводных мостов Санкт-Петербурга, который не разводится подъемом крыльев моста под углом к горизонту: вместо этого центральная часть моста, за счет работы специального механизма, поднимается вверх параллельно поверхности воды. На месте старого разводного пролета построили новую подъемную платформу с 40-метровыми башнями. Пролетные строения массой 540 тонн каждое сначала собирали на берегу, а к опорам доставляли на специальных понтонах. Кроме того заменены были опорные части. Произведён ремонт русловых опор путём устройства сталебетонной рубашки в оставляемой опалубке с применением метода подводного бетонирования. Также была капитально отремонтирована и прилегающая к мосту эстакада, произведена полная замена 43 опор и 42 пролетов. Историческая старая рамная эстакада (Передерия) была демонтирована и вместо нее была возведена новая с трапециевидными опорами.

Работы были завершены в январе 2003 года. К 300-летию города на переправе установили подсветку.

В данное время способы разведения моста совершенно различны: на низовой части моста однокрылый пролёт раскрывающейся системы, с осью вращения - на левобережной опоре разводного пролёта; на верховой части моста вертикально-подъёмный, масса пролёта - 120 т, масса двух противовесов - 203 т, высота подъёма над ординаром - 40 метров, высота башен составляет 51 метр.

Мост подлежит разводке по графику во время навигации: примерно с 20 апреля до 20 ноября. Время навигации может меняться из-за погодных условий. График разводки является стабильным во время конкретного навигационного сезона. В 2012 году мост разводился 1 раз за ночь - с 2:20 до 5:30, судоходство в разводной пролёт осуществляется с 2:40 до 5:10.

Финляндский железнодорожный мост включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России, объект № 7802132000.

Адрес: Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, 20.
Проезд: от метро Александра Невского, далее - автобус № 58, 8, или троллейбус № 14, 16 до остановки "Улица профессора Качалова".
От метро: Новочеркасская - пешком 1,5 км.



Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост со стороны левого берега и проспекта Обуховской Обороны. Верховая часть моста (новая). Фото 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост со стороны проспекта Обуховской Обороны. Фото 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост, верховая часть моста - вертикально-подъёмный разводной механизм. Фото 2006 г.

Эстакада Финляндского моста

Эстакада Финляндского железнодорожного моста над проспектом Обуховской Осороны. Фото 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост это два почти вплотную примыкающих друг к другу моста, имеющих общее название. Фото 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост. Низовая часть моста (старый мост). Фото 2006 г.

Нева

Нева возле Финляндского моста. Фото 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост. Низовая (старая) часть. Фото 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Фрагмент моста, вид на низовую часть. Фото 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост. Фото 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Фрагмент Финляндского моста, видный с левого берега. Фото 2006 г.

Нева

Левый берег Невы в районе Финляндского моста. Фото 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост (фрагмент). Фото 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост (фрагмент). Вид с левого берега. Фото 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост, вид из-под пролёта моста Александра Невского. Фото 2006 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост. Верховая (новая) часть. Вид с левого берега. Фото 2009 г.

Финляндский железнодорожный мост

Финляндский железнодорожный мост. Фото: апрель 2009 г.

Финляндский железнодорожный мост

Церковь во имя иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радосте с грошиками и Финляндский железнодорожный мост за ней. Фото: апрель 2009 г.

Финляндский железнодорожный мост

Проспект Обуховской обороны и Финляндский железнодорожный мост (новая, верховая часть). Фото 2009 г.

Финляндский железнодорожный мост

Прибрежные заросли и Финляндский железнодорожный мост. Фото: июнь 2004 г.


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2016


Вернуться на Главную