Аничков мост через реку Фонтанку
Санкт-Петербург


Аничков мост


Аничков мост - автомобильный и пешеходный трёхпролётный каменный мост, пересекающий реку Фонтанку, располагается на Невском проспекте. Один из самых известных мостов Санкт-Петербурга.

К моменту основания Санкт-Петербурга (1703 год) Фонтанка ещё не называлась Фонтанкой, а носила именование Безымянного Ерика. Эта река некоторое время была своеобразной границей города, и когда прокладывался один из основных путей Санкт-Петербурга - Невский проспект, - возникла необходимость возвести переправу через реку, которую Пётр I уже именует "Фонтанной рекой". В указе Перта Первого от 1715 года значится: "За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост". По этому указу, к маю 1716 года через "Фонтанную реку", или Фонтанку, был перекинут деревянный многопролётный балочный мост на свайных опорах. Он перекрывал как саму реку, так и её заболоченную пойму, и был, по разным сведениям, от 150 до 200 метров в длину. Чертежей первого моста через Фонтанку не сохранилось, но известно, что он был схож с типичными мостами, которые наводились в то время в строящемся Санкт-Петербурге. Вероятнее всего, мост был обит снаружи досками, и разрисован под каменные русты.

Руст, или рустовый камень - это архитектурный элемент, которые представляет собой мощный камень, с лицевой стороной, имитирующей грубый необработанный натуральный камень. Мосты разрисовывались под руст ради придания им более представительного вида.

Мост через Фонтанку строился силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Ани́чков (ударение на второй слог). Размещался полк Аничкова тут же, на берегу Фонтанки, в старой финской деревне, которая получила благодаря этому назвение "Аничковой слободы". Таким образом, произношение названия моста "Áничков" является неверным, и происхождение названия от якобы какой-то "Анички" - всего лишь легенда.

Поскольку Фонтанная река некоторое время была границей нового города, первый мост через неё являлся заставой. Он был снабжён шлагбаумом, который опускался в ночное время. На заставе проверяли паспорта и брали плату за проезд (деньги, либо камни, которые шли на мощение улиц).

К 1721 году река Фонтанка была расчищена и по ней стали ходить суда. Мост перестроили, он стал 18-ти пролётным, с разводной средней часть. Однако, уже в первые десятилетия эксплуатации мост трижды подвергался ремонту (в 1726, 1742 и 1749 годах). Последний раз архитектор Семён Волков возвёл через Фонтанку новый деревянный мост, без разводного пролёта. Мост был укреплён, так как по нему должны были пройти доставленные русскому царю слоны - подарок шаха Ирана.

Новый мост, длина которого была более 200 метров, точно так же, как первый, обшили досками, и разрисовали под гранит. Если верить описаниям, он был почти в четыре раза длиннее современного Аничкова моста. Но в то время берега Фонтанки ещё не были укреплены и отделаны гранитом, и река была значительно шире.

Ещё в 1730 году рядом с Аничковым мостом была установлена деревянная Триумфальная арка. Её возвели для того, чтобы встречать в Петербурге вступившую на престол императрицу Анну Иоановну. Впоследствии, в 1741 году, эта же арка, но в отреставрированном виде, приветствовала ещё одну императрицу - Елизавету Петровну. Но уже в 1751 году арку разобрали. М.И. Махаев. Вид Невского пр. в сторону Адмиралтейства

От Аничкова моста сохранился чертёж 1750 года, работы ван Болеса, по которому мост был построен в виде простой балочной системы с разъёмным пролётом. Подъёмные устройства в виде "журавлей" располагались в средней части моста, восемнадцать арочных пролётов были раскрашены под гранитный руст, а ограда моста состояла из ряда деревянных балясин, стоящих между тумбами, на которых установлены вазы и шары. Не исключено, что мост был именно таким, но так же можно предположить, что чертёж остался чертежом, а Аничков мост в середине XVIII века всё - таки был не разводной.

Фонтанка оставалась границей города вплоть до конца XVIII века, и Аничков мост являлся пограничным пропускным пунктом. Однако, уже в середине XVIII века город вышел за пределы первоначальных границ и стали быстро застраиваться пригороды. В это время работала специальная Комиссия о каменном строительстве в Петербурге и Москве. В рамках работы данной комиссии осуществлялись проекты по урегулированию малых рек и каналов. С 1780 по 1789 гг. проводились работы и по обустройству реки Фонтанки. Комиссию возглавлял генерал Ф.В. Бауэр. Под его руководством были возведены береговые каменные стены со спусками к воде, и построены семь однотипных каменных мостов со средними деревянными разводными пролётами и башнями на каменных "быках". Аничков мост так же был перестроен под эти типовые проекты. Предположительно, перестройка моста осуществлялась между 1783 и 1787 годами, и руководил этим проектом французский мостостроитель Ж.-Р. Перроне. документально этот факт не подтверждён, однако сохранилось множество трудов самого Перроне, посвящённых мостостроению, по которым в Санкт-Петербурге мосты возводились вплоть до первой четверти XIX века. Сохранились так же два моста (мост Ломоносова и Старо-Калинкин мост), возведённые по принципу проектов перроне. По внешнему облику этих мостов можно судить о том, как выглядел Аничков мост до того, как принял свой современный вид. Эти мосты имели боковые пролёты одинаковой величины, перекрыты коробовыми каменными сводами. Средний, деревянный разводной пролёт, располагался между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые устанавливались на каменных речных опорах. Между надстройками были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма разводной части. Аничков мост 1830

Современный вид Аничков мост приобрёл в начале 1840-х годов. К этому времени проезжая часть невского проспекта значительно расширилась, и ширины моста уже не хватало для свободного проезда большого количества экипажей и телег. Два инженера, инженер-майор И.Ф. Буттац и А.Х. Рейдер, представили проект перестройки Аничкова моста, и этот проект был подписан Николаем I в декабре 1840 года. В 1841 году старый мост разобрали, и под руководством генерал-лейтенанта А.Д. Готмана за семь месяцев возвели новый мост. Торжественное открытие состоялось в январе 1842 года.

Мост сильно изменился. Каменные башни исчезли, мост стал иметь три выложенных из кирпича пролёта, перекрытых пологими сводами. Опоры моста и своды облицевали гранитом. Ограждением моста стали чугунные перила с чередующимися изображениями морских коньков и русалок, выполненных по рисункам немецкого архитектора Карла Шникеля. Точно такие же перила по его рисункам уже были к тому времени на Дворцовом мосту в Берлине.

В начале и конце моста появились гранитные пьедесталы, на которые были воздвигнуты известные сейчас на весь мир статуи "Укротителей коней". Эти скульптурные группы были заказаны П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной, а Аничков мост предполагалось украсить бронзовыми вазами на середине моста. над каждой из опор. Но вазы так и не были установлены и от них до наших дней дошли только постаменты.

Знаменитые статуи покорения коня появились на мосту уже в 1841 году. Первые две скульптуры были установлены на Западной стороне моста. Это были скульптуры "Конь с идущим юношей" и "Юноша, берущий коня под уздцы". На Восточном берегу установили копии этих статуй, выполненные из гипса и покрашенные под бронзу. Те, что были отлиты им на замену, прямо с завода были подарены Николаем I прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, и сейчас находятся в Берлине. Когда в 1844 году гипсовые статуи были наконец заменены на бронзовые, они простояли всего два года - и снова были подарены Николаем I, на этот раз королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время её путешествия по Италии. С 1846 года они находятся в Неаполе.

В 1851 году Аничков мост был, наконец, полностью укомплектован статуями, но Клодт не стал повторять первые две статуи, а изготовил две новые скульптурные группы, чтобы в результате все четыре группы изображали четыре разные стадии укрощения коня.

Если присмотреться, можно заметить, что на статуях коней, которые обращены передом в сторону Адмиралтейства, есть подковы, а на статуях, которые обращены мордами в сторону площади Восстания - нет. Объясняется это легендой, по которой на Литейном проспекте во времена Клодта располагались кузницы, и таким образом, кони, идущие от Литейного, то есть, от кузниц, уже подкованы, а кони, идущие к Литейному - нет. Но это всего лишь легенда, которая не имеет подтверждения.

Многочисленные копии скульптур "Укрощение коня" были так же установлены в Петергофе, Стрельне, и московских Кузьминках - усадьбе Голицыных. Далеко не все из них сохранились до нашего времени. А в 1899 году копии скульптурных групп Аничкова моста были установлены в Москве, на Беговой аллее около Московского ипподрома. В изготовлении копий принимали участие внук Клодта, К.А. Клодт, и скульптор С.М. Волнухин.

Однако, вернёмся к самому мосту.

Новый Аничков мост имел в своей конструкции существенные недостатки, которые уже в течение первых двух лет эксплуатации привели к деформационным процессам в арочных сводах. Исследования моста проводились в 1843, 1847, 1855 и 1899 годах, и в каждом отчёте говорилось о том, что разрушительный процесс прогрессирует. Наиболее логичным объяснением состояния моста виделось то, что твёрдая гранитная облицовка недостаточно надёжно стыковалась с более упругой кирпичной кладкой сводов. Разнородные материалы были состыкованы недостаточно тщательно и не имели надёжной изоляции, в результате чего в щели между камнем и кирпичом попадала вода, и под воздействием морозов и ветров своды начали разрушаться. 9 октября 1902 года состояние моста было признано угрожающим. Необходим был капитальный ремонт.

Проект нового моста создавался почти пять лет. Предполагалась замена каменных сводчатых частей моста металлическими балками криволинейной формы, с навесками металлического настила, выкрашенного под гранит. Однако, уже после того, как проект был утверждён Городской думой, против него восстала Академия художеств и строительный комитет Министерства Внутренних Дел.

В результате реконструкции Аничкова моста, которая велась с 1906 по 1908 гг., под руководством архитектора П.В. Щусева, быки и устои моста были оставлены прежние, кирпичные своды постепенно переложены по коробовой кривой и облицованы розовым гранитом. Все конструкции моста тщательно изолированы рольным свинцом. Длина пролётов оставлена прежняя: средний - 12,5 метров, крайние - по 12,6 метров. Общая ширина моста составила 37,9 метров, а ширина проезжей части - 31,9 метров.

Потрясения двадцатого века сказались и на Аничковом мосте. В 1941 году с него в очередной раз были сняты скульптурные группы "Укротителей коней". На время блокады Ленинграда они были закопаны в саду Аничкова дворца.

Несмотря на то, что Аничков мост страдал от артналётов (были повреждены гранитные парапеты и секции перил), основная конструкция моста не пострадала, и он исправно функционировал всю войну. На гранитных пьедесталах остались следы немецких снарядов, которые сохранили как своеобразный памятник блокады Ленинграда.

Уже после войны, во второй половине XX века, было проведено несколько текущих ремонтов моста, поскольку он, как любое творение человеческих рук, продолжал разрушаться от времени и нагрузок. Уже в середине 1990-х годов были скопированы и заново отлиты чугунные ограждения моста. Заказ был выполнен на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинск, Челябинской области.

В 2000 году скульптурные группы Аничкова моста сняты, отвезены на реставрацию, и возвращены на свои места к празднику 300-летия Санкт-Петербурга.

В 2007-2008 годах отремонтированы пролётные части моста, устранены трещины в асфальтовом покрытии и другие дефекты, проведён ремонт гидроизоляции моста. На данный момент, Аничков мост полностью отремонтирован, и по прежнему является одной из самых ярких "визитных карточек" Санкт-Петербурга.

Недалеко от Аничкова моста находятся такие достопримечательности, как Аничков дворец, дворец Белосельских-Белозерских, Фонтанный дом.



Аничков мост

Аничков мост. Вид со стороны Фонтанного дома. Фото: зима 2006 г.

Аничков мост

Аничков мост. Вид со стороны Фонтанного дома. Фото: 2006 г.

Аничков мост

Фрагмент Аничкова моста со стороны реки Фонтанки. Фото 2011 г.

Набережная реки Фонтанки. Фото 2011 г.

Фрагмент Аничкова моста, набережная и спуск к воде. Фото 2011 г.

Фрагмент Аничкова моста, набережная и спуск к воде. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки набережной Фонтанки и скульптура Аничкова моста. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Вид на Фонтанку с Аничкова моста. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки Аничкого моста: дельфин. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки Аничкого моста. Фото 2011 г.

Фрагмент решетки Аничкого моста. Фото 2011 г.

Вид на Фонтанку с Аничкова моста. Фото 2011 г.

Окружающая обстановка побуждает к раздумьям...

Атрибут раздумий.

Модные тенденции 2011 года.

Река Фонтанка. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Аничков мост. Фото 2011 г.

Первая скульптурная группа (западная) "Укрощение коня". Автор: П.К. Клодт. Фото 2011 г.

Памятная доска на постаменте. Фото 2011 г.

Вторая скульптурная группа (западная) "Укрощение коня". Автор: П.К. Клодт. Фото 2011 г.

Третья скульптурная группа (восточная) "Укрощение коня". Автор: П.К. Клодт. Фото 2011 г.

Четвертая скульптурная группа (восточная) "Укрощение коня". Автор: П.К. Клодт. Фото 2011 г.

Изображение шкуры, покрывающей лошадь вместо седла. Фото 2011 г.

"Подкованная" нога лошади. Фото 2011 г.


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2015


Вернуться на Главную