Собор во имя преподобного Исаакия Далматского
(Исаакиевский собор)



В Санкт-Петербурге в разное время было построено четыре храма во имя прп. Исаакия Далматского. Инициатива постройки принадлежала Петру I, родившемуся в день памяти этого святого (30 мая ст.ст. 1672).

Первый храм - Исаакиевская церковь - находился на Адмиралтейском лугу, напротив башни Адмиралтейства. Храм располагался на том месте, где теперь находится фонтан. К 1706 году на Адмиралтейских верфях работало более 10 тысяч человек, но поблизости для них не было ни одной церкви. По распоряжению Петра I здание для храма перестроили из адмиралтейской чертежной (чертёжного амбара), расположенного с западной стороны Адмиралтейства на расстоянии 15 - 20 м от канала (проходящего тогда вкруг Адмиралтейства) и в 40 - 50 м от берега Невы. Церковь была деревянной, одноэтажной, с одноярусной колокольней, увенчанной шпилем, и маленьким куполом на барабане над алтарной частью.

Строительство храма велось за казённый счёт, им руководил граф Ф.М. Апраксин, для возведения шпиля церкви был приглашён голландский архитектор Х. ван Болес. Церковь была длиной 18 м, шириной 9 м и высотой до крыши 4 - 4,5 м, деревянной крыша имела угол наклона 45 градусов, её покрыли водонепроницаемым воско-битумным составом чёрно-коричневого цвета, которым тогда смолили днища кораблей, печная труба возвышалась на расстоянии 0,5 - 0,7 м над коньком крыши.

Освещение состоялось в 1707 г. В 1709 был произведён ремонт: строение не было удачным - в церкви было постоянно сыро и холодно. Однако церковь играла в жизни молодой столицы большую роль: 19 февраля (1 марта н.ст.) 1712 г. в этой церкви Петр I венчался со своей женой Екатериной Алексеевной. С 1723 года, по указу Петра I, только в Исаакиевском храме могли приносить присягу моряки Балтийского флота и служащие Адмиралтейства.

Уже в 1717 году вместо деревянной начинается возведение второй Исаакиевской церкви, каменной, по проекту Г.И. Маттарнови в стиле "петровского барокко". Она была построена на том месте где сейчас находится Медный всадник.

6 августа 1717 года Пётр I собственноручно заложил первый камень в основание собора. После кончины Маттарнови, в 1721 году строительство возглавил Н.Ф. Гербель. Но через три года он тоже скончался, и строительство завершил в 1727 г. каменных дел мастер Яков Неупокоев.

Собор в плане имел форму вытянутого прямоугольника, а по внешнему виду напоминал Петропавловский собор: похожая колокольне с часами-курантами, привезёнными Петром I из Амстердама вместе с часами для Петропавловского собора, делала сходство особенно заметным. Внутреннее убранство также напоминало Петропавловский собор: резной золочёный иконостас был выполнен И.П. Зарудным.

В 1735 г. удар молнии вызвал пожар в соборе, кроме того, фундамент храма постоянно отсыревал от невских вод - ведь набережную стали облицовывать гранитом только с 1762 г. и русло Невы было ближе к указанному месту на 20 метров. Для обследования состояния собора Сенат направил архитектора С.И. Чевакинского, который констатировал невозможность сохранения здания. Было вынесено решение: собор разобрать и построить новый, дальше от Невы.

В 1769 году началось строительство третьего Исаакивеского храма на том месте, где сейчас стоит Исаакиевский собор.

Собор строился по проекту архитектора - Антонио Ринальди. Руководителем строительства был назначен С.И. Чевакинский (указ Сената от 15 июля 1761 г.). Он разметил площадку для строительства, однако после прихода к власти Екатерины II Чевакинский подал в отставку и руководство строительством взял на себя Антонио Ринальди. Торжественная закладка здания состоялась 8 августа 1768 года, и в память об этом событии была выбита медаль.

По проекту А. Ринальди собор должен был иметь пять сложных по рисунку куполов и высокую колокольню. Стены по всей поверхности облицовывались мрамором. Однако здание было доведено лишь до карниза. После смерти Екатерины II (1796) строительство остановилось, и Ринальди уехал за границу.

Император Павел I поручил архитектору В. Бренна завершить затянувшееся строительство собора в кротчайшие сроки. Архитектор упростил проект Ринальди: уменьшил размеры верхней части здания и главного купола, отказался от возведения четырёх малых куполов. Мрамор для облицовки верхней части собора был передан на строительство Михайловского замка.

Третий собор был освящён уже при императоре Александре I - 30 мая 1802 года. Но уже в 1809 году в связи с тем, что собор не соответствовал столичному облику - здание получилось приземистое, мраморные стены были надстроены кирпичом и выглядели странно - был открыт конкурс на новый вариант собора. По мысли Александра I необходимо было не строительство нового, а перестройка уже построенного собора: условием было сохранение трёх освящённых алтарей существующего собора. Но ни один из представленных проектов не удовлетворял требованиям. В 1816 году Александр I поручает инженеру А. Бетанкуру, председателю "Комитета по делам строений и гидравлических работ", заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора. Бетанкур предложил поручить проект молодому архитектору О. Монферрану, недавно приехавшему из Франции в 1816 г. Чтобы показать своё мастерство, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей, которые Бетанкур и представил Александру I. Император подписал указ о назначении Монферрана "императорским архитектором". По проекту Монферрана разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена ринальдиевского собора, а южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней и здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон предполагалось возвести колонные портики. Собор должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам.

В 1818 году произошла торжественная закладка современного, четвёртого Исаакиевского собора. Проект Монферрана 1818 года перерабатывался в 1825 г. Строительство продолжалось 40 лет до 1858 года. Ходит легенда, что некий предвидец предсказал смерть Монферрану вскоре после окончания строительства Исаакиевского собора. И действительно, Огюст Монферран скончался через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора.

Строительство собора курировал император Николай I.

Под фундамент старый Исаакиевского собора вырывались глубокие траншеи, из которых выкачивалась вода. Затем в грунт вертикально вбивали просмоленные сосновые сваи диаметром 26 - 28 сантиметров и длиной 6.5 метра. Всего под фундамент было забито 10 762 сваи. В общей сложности сооружение фундамента заняло около пяти лет.

Вырубка гранитных монолитов для колонн собора велась в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга. Транспортировка из каменоломни осуществлялась на плоскодонных судах, специально для этого изготовленных на заводе Чарльза Берда. Ради удобства ведения работ, хотя и вопреки сложившимся традициям, Монферран предложил установить колонны портиков до возведения стен. Первая колонна была поднята 20 марта 1828 г. За три следующих месяца были установлены остальные пятнадцать колонн северного портика. Все работы по установке колонн завершили в 1830 г. Кладка стен осуществлялась из кирпича на известковом растворе. Возведение стен до уровня колонн портиков завершилось в 1836 г. К основной кладке снаружи и внутри металлическими скобами прикреплялась мраморная облицовка. Толщина стен составляла от 2.5 до 5 метров. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 50 - 60 см, внутренней - 15 - 20 см. Перекрытия сооружались по особому проекту Монферрана: традиционные кирпичные своды он заменил на полносборные чугунные фермы, связав их легкими металлическими стержнями со стропилами, поддерживающими кровлю. Благодаря легким металлическим конструкциям Монферран исключил боковой распор и уменьшил нагрузку на несущие колонны и стены. К концу 1837 г. было возведено основание барабана купола. Для установки верхней колоннады Монферран разработал еще одну необычную конструкцию лесов, предназначенных для подъема на значительную высоту двадцати четырех колонн, каждая из которых весила 64 тонны. Весь процесс подъема и установки одной колонны на основание барабана длился два часа, притом что в работах было занято примерно триста человек. Установка верхней колоннады длилась два месяца.

Возведение купола также было решено Монферраном необычным образом: вместо классических кирпичных сводов, архитектор предложил собственную конструкцию из трех взаимосвязанных полносборных металлических оболочек, тем самым значительно опередив и предшественников, и современников. Расчёты купола выполнил инженер П.К. Ломновский. Отливка металлоконструкций купола проводилась на заводе Чарльза Берда. При этом было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. На позолочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 килограммов червонного золота. Несмотря на все расходы, сооружение купола по новому проекту позволило сэкономить два миллиона рублей.

В 1858 году строительство собора было завершено. Высота собора составила 101,5 м, а площадь - более 4 000 м кв. На портиках и Барабане Исаакиевского собора установлены 72 монолитные гранитные колонны весом 64 - 114 тонн. Наружный диаметр купола - 25,8 м. На фризе западного портика - скульптурное изображение самого архитектора Монферрана с гордо поднятой головой. Пртики с некоторой натяжкой можно назвать "западным" или "восточным" т.к. собор не строго ориентирован алтарём на восток, а скорее на северо-восток.

В 1836 году роспись сводов собора поручили крупнейшему русскому художнику Ф.А. Бруни, который создал 25 картонов, на выставке в Риме и Петербурге получивших высокую оценку посетителей. 12 картин на сводах и в аттике собора выполнил художник и его ученики К.Б. Венинг, П.Ф. Плешанов, и Н.С. Ксенофонтов. Самая большая роспись площадью более 800 кв. метров - плафон большого купола - исполнена К.П.Брюлловым. На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров.

Освящение храма состоялось 30 мая (11 июня н.ст.) того же года в день памяти преподобного Исаакия Далматского митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским Григорием (Постниковым), в присутствии императора Александра II и других членов императорской семьи. Северный алтарь, во имя св. Екатерины, освящался во второй день, 31 мая, а южный алтарь, во имя св. Александра Невского - 7 июля 1858 г.

Исаакиевский собор стал кафедральным собором Русской Православной Церкви до 1922 года.

После революции в 1928 году Исаакиевский собор был закрыт. Из него было вынесено 45 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений. В 1931 году в стенах собора советский властью открыт антирелигиозный музей. Через несколько лет - историко-художественный музей.

С началом ВОВ купол был закрашен серой краской. За годы Великой Отечественной Войны собор ни разу не был подвергнут прямому артобстрелу. По предположениям военных причина в том, что немцы использовали самый высокий купол города как ориентир для пристрелки и потому берегли его. Но один снаряд всё же попал в западный угол Исаакиевского собора. В результате чего пострадали скульптуры южного фасада, была повреждена кровля, колонны и ступени западного фасада получили выбоины. Этот участок не подвергнут реставрации и сейчас на западном фасаде собора висит табличка с надписью "Это след от одного из 148478 снарядов, выпущенных фашистами по Ленинграду".

После войны в 1948 году в здании собора открыли музей "Исаакиевский собор". В 50-х годах были проведены реставрационные работы и устроена смотровая площадка на куполе собора. Внутри храма был установлен маятник Фуко (в настоящее время демонтирован).

17 июня 1990 года Патриарх Алексий II провёл в соборе первое торжественное богослужение после большого перерыва. В июне 1991 г. зарегистрирована церковная община. Православные могут совершать богослужения по особым дням с разрешения дирекции музея.

Собор находится в ведении Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор".

Директоры музея:
С 3 июня 2008 года - Николай Буров (Бывший глава Комитета по культуре Петербурга).
До января 2008 года - Николай Нагорский (ум. в январе 2008 года).

Настоятелем считается: 1990 - 2001 протоиерей Борис Михайлович Глебов.
С 2002 года по настоящее время - митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Котляров).

Богослужения проводятся по праздничным и воскресным дням:
Накануне - всенощное бдение 16.00.
В день праздника - Проскомидия 10.00; Исповедь 10.30; Божественная литургия 11.00.

Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл. 1.
Телефоны администрации музея: (812) 315-9732, 315-4361.
Станция метро: Садовая, Сенная площадь, Невский проспект, Гостиный двор.



Исаакиевский собор со стороны ул. Якубовича.

Купол собора.

Купол и барельеф западного фасада. На фронтоне надпись "Царю царствующих".

Барельеф "Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием" (1842 - 1845, скульптор И.П. Витали). Портик обращён в сторону Сената и Синода и символизирует союз царской и духовной власти. Римский император Феодосий (VI веке по Р.Х.), был последователем и охранителем христианства в борьбе с еретиками и язычниками. В центре барельефа - прп. Исаакий Далматский держа в левой руке крест, правой благословляет имп. Феодосия (лицу приданы черты имп. Александра I). В правой части барельефа - коленопреклонённые войны. Слева, рядом с Феодосием, его жена Флаксилла (лицу приданы черты Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I), за ней две фигуры: первой приданы черты президента академии художеств - А.Н. Оленина, во второй - министра двора и председателя комиссии по строительству собора князя П.В. Волконского. В левом углу барельефа небольшая полуобнажённая фигура с гордо поднятой головой и моделью собора в руках. Это портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферрана.

Скульптурный портрет Монферрана.

Фигура Ангела.

Исаакиевский собор.

Исаакиевский собор, южный фасад.

Исаакиевский собор со стороны сквера на Исаакиевской площади.

Исаакиевский собор со стороны сквера на Исаакиевской площади.

Исаакиевский собор со стороны сквера на Исаакиевской площади.

Исаакиевский собор со стороны сквера на Исаакиевской площади.

Фонари и фрагмент памятника Николаю I.

Фонари и фрагмент памятника Николаю I.

Памятник императору Николаю I и Исаакиевский собор.

Южный фронтон портика: барельеф "Поклонение волхвов"(1839 - 1844, скульптор Витали). Высота фигур - 6 метров. В центре на троне - Богородица с Младенцем в окружении пришедших на поклонение волхвов. Справа, возле Богородицы, склонив голову, стоит св. Иосиф. Над барельефом - Евангелист Матфей (скульптор Витали). На фронтоне надпись: "Храм Мой храм молитвы наречется".

Фрагмент барельефа.

Окно собора.

Фрагмент барельефа.

Дверь западного фасада (скульптор Витали): Верхний барельеф - "Нагорная проповедь"; на створках вверху: "Воскрешение Лазаря" и "Исцеление расслабленного"; в средней части створок - св. Апостол Пётр и св. Апостол Павел; в нижней части створок - коленопреклонённые Ангелы.

Изображение Апостола Петра.

Изображение Апостола Павла.

Северный фасад. Правая ниша: "Положение во гроб" (скульптор П.К. Клодт).

Барельеф "Положение во гроб" (скульптор П.К. Клодт).

Двери северного фасада (скульптор Витали): барельеф над входом - "Вход во Иерусалим"; на верхней части створок - "Се человек" и "Бичевание Христа"; на средней части створок св. Николай Чудотворец и прп. Исаакий Далматский; на нижней части створок - коленопреклонённые Ангелы.

Барельеф "Се человек" (скульптор Витали).

Барельеф "Бичевание Христа" (скульптор Витали).

Изображение Святителя Николая (скульптор Витали).

Изображение прп. Исаакия Далматского (скульптор Витали).

Северный фасад, левая ниша. Барельеф "Несение креста" (скульптор П.К. Клодт).

Барельеф восточного портика(скульптор Лемер): "Прп. Исаакий Далматский останавливает императора Валента". В центре барельефа - Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, покровителю ариан (царствовавшему до имп. Феодосия), предсказывая ему скорую гибель. Прп. Исаакий Далматский был посажен в темницу (на барельефе изображён момент, когда воины цепями сковывают ему руки). Освободил прп. Исаакия имп. Феодосий. На фронтоне надпись: "На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во век".

Южный фасад, правая ниша - "Избиение младенцев" (скульптор А.В. Логановский)

Двери южного фасада (скульптор Витали): барельеф над дверью - "Сретение Господне"; на створках дверей, верхний ряд: "Бегство св. семейства в Египет" и "Христос объясняет св. писание в храме"; на средней части створок: св. блгв. Александр Невский, вс. Архангел Михаил; на нижней части створок - коленопреклонённые Ангелы.

Изображение св. блгв. кн. Александра Невского.

Изображение св. Архангела Михаила.

Изображение Ангела.

Фрагмент украшения потолка над входом.

Левая ниша южного фасада - барельеф "Благовещение Пресвятой Богородицы" (скульптор А.В. Логановский).

Фигуры Ангелов.

Фрагмент колоннады.

Колоннада южного фосада.


© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2009-2010


Вернуться на Главную